• Билік
  • 19 Наурыз, 2020

Как избежать втягивания государства в неоправданные проекты?!

Представляется, по меньшей мере, удивительным то, каким же образом у нас принимаются решения по некоторым многомиллионным (в долларовом выражении) проектам первостепенной государственной важности. Ибо зачастую выходит, что ожидаемые вследствие реализации таких проектов результаты либо не просчитываются должным образом, либо попросту игнорируются в момент, когда принимаются решения по вопросу их запуска.

Открывается финансирование, начинается работа, а потом на каком-то ее этапе вдруг ответственные официальные лица выступают с заявлениями о том, что оказались неучтенными факторы, согласно которым они объективно не окупаемы. В этой связи возникает вопрос: почему самых высокопоставленных лиц, облеченных правом принимать очень ответственные решения, оказывается некому из их подчиненных заблаговременно предупредить о подобных фактически очевидных ожиданиях? Получается же, видимо, следующее: возникает привлекательная (на первый взгляд) идея, высокое руководство загорается ею, и никто из нижестоящих не желает разочаровывать его, выкладывая, образно говоря, на стол отрицательные оценки касательно нее, и таким образом подставлять себя под возможный гнев начальства и рисковать карьерой. И идея принимает форму проекта, который реализуется до тех пор, пока те высокие должностные лица, непосредственно принимающие решения, сами каким-нибудь образом не убедятся в его объективной нерентабельности или неоправданности. Вот, к примеру, 15 июля прошлого года президент К-Ж. Токаев, выступая на расширенном заседании парламента, сказал так: «Наглядно о проблемах качества планирования свидетельствует проект легкорельсового транспорта в Нур-Султане. Вместо создания удобного, понятного, практичного вида транспорта предложен дорогостоящий LRT. Мнение специалистов, архитектурного сообщества, как я понимаю, не было учтено. По данным акимата, прогнозируемый поток составит 146 тысяч человек в сутки. В настоящее время по схожему маршруту от аэропорта до нового вокзала – всего две тысячи человек. Как вы собираетесь увеличить пассажиропоток в 70 раз? Мне непонятно». По его словам, есть риск, что неоправданный проект ляжет бременем на правительство, государство в целом. Ответственные лица, предлагавшие такой проект, должны ответить на вопросы контролирующих органов, заявил К-Ж. Токаев. Все это, конечно, хорошо. Но немалые деньги уже вбуханы в проект. Благо, что ее неоправданность обнаружилась хотя бы теперь. Но – опять-таки – как так получилось, что оказалось некому открыть на нее глаза большого начальства заблаговременно?! Вот другая схожая история, в которой все же дело не дошло до запуска еще более дорогостоящего проекта. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства высокоскоростной железнодорожной линии Астана – Алматы была начата в мае 2011 года и подлежала завершению в ноябре того же года. Заказчиком выступило акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы». Французская компания Systra получила контракт на осуществление надзора за исследованиями и строительством. Французы уже проявляли озабоченность тем, что отводится очень короткий срок (4 года) на реализацию этого проекта. Но такие беспокойства оказались преждевременными. Ибо в апреле 2013 года на заседании совета по управлению Национальным фондом президент Н.Назарбаев сделал следующее заявление: «Хотелось бы иметь такую железную дорогу, но мое изучение этого вопроса в Китае показало, что, во-первых, это очень дорогостоящий проект. Во-вторых, эта железная дорога требует постоянного внимания и ремонта. При этом пассажиропоток между Астаной и Алматы не обеспечивает должную прибыльность этой дороги. Поэтому данная идея требует тщательного расчета, прежде чем мы начнем финансирование». И реализация проекта оказалась отложена. В том случае также у нас тут, в Казахстане, не нашлось никого, кто бы открыл глаза руководства на его экономическую неоправданность. Только изучение главой государства этого вопроса в Китае убедило его в том, что это неоправданно дорогостоящий проект. В этой связи вспоминается такая история, услышанная из уст Нурлана Балгимбаева в то время, когда он находился на посту премьер-министра РК. Как-то в середине 1980-х годов, когда он работал главным инженером объединения «Актюбинскнефть», в Актюбинскую область приезжает заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель Государственного планового комитета СССР Николай Байбаков с целью ознакомиться с положением дел, связанным с запуском месторождения Жанажол в эксплуатацию. Большого московского начальника, естественно, сопровождает при этом внушительная свита из числа ответственных работников Совмина СССР, Совмина Казахской ССР, союзных и республиканских профильных министерств, ЦК компартии Казахстана и Актюбинского обкома и облисполкома. В Жанажоле Николай Байбаков говорит, что месторождение должно быть в кратчайшие сроки запущено в производство, и спрашивает у присутствующих, получится ли добиться этого в отмеченный срок. Все кивают головами: да, мол, будет сделано. А Нурлан Балгимбаев, державшийся, согласно своему тогдашнему статусу, несколько в стороне от высокого гостя, со своего места подает голос: не получится. Местные казахстанские большие и не очень большие начальники шикают на него: да помолчи же ты. Но Николай Байбаков услышал его реплику и остановил тех, кто пытался заткнуть ему рот: пусть он говорит. И, глядя уже на него, спрашивает: по каким именно причинам не получится? Нурлан Балгимбаев как производственник приводит свои аргументы. И через полгода, говорил он, меня забрали в Москву работать в союзном министерстве нефтяной и газовой промышленности. Вот такой был подход в Советском Союзе к тем, кто не боится говорить неприятную или нежелательную правду большому начальству. Ведь это огромный плюс для общего государственного дела, когда такие находятся. Было бы желательно, чтобы президент РК Касым-Жомарт Токаев способствовал внедрению такой практики в системе государственного управления. Иначе она будет продолжать наступать на – образно говоря – грабли вышеописанного характера.

Ахас ТАЖУТОВ

420 рет

көрсетілді

0

пікір
Алдыңғы мақала Казахстан желает тесней интегрироваться в международную экономику
Келесі мақала Президент Тоқаев: Алтын Орда – қазақ мәдени кодының маңызды бөлшегі

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Сіздің электронды пошта жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *

TENGE MONITOR №47

19 Қараша, 2020

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Ахас Қайырұлы Тәжутов

“TENGE MONITOR” апталық газетінің бас редакторы