• Тарих
  • 15 Қазан, 2020

Биографические парадоксы

Степная жизнь в историко-мировоззренческом разрезе лишь на первый взгляд представляется простой. На самом деле она полна феноменов, которые свидетельствуют, что с ней не все так просто, как кажется. К примеру, определителем казахских представлений о выдающейся личности является так называемое понятие «арқа».

Про такого человека, безусловное превосходство которого над собой рядовой казах признает не на словах, а в действительности, он говорит: «арқасы бар». Что означает наличие сверхъестественной поддержки у того. Таким человеком в глазах казахов был Бауыржан Момышулы. Дело даже не в фронтовых подвигах этого человека и книге А.Блока о нем, написанной и изданной еще в ходе войны и принесшей ему славу бесстрашного героя и выдающейся личности. Ведь это был единственный человек, который взял казахскую фамилию с окончанием на «ұлы» («улы» - по-русски) вместо русифицированной на «ов» в то время, когда люди за куда меньшие погрешности обвинялись в национализме, пантюркизме и т.д. и подвергались репрессиям. А его прославляли и до сих пор прославляют не только казахи, но и русские. Даже такие, которые ничего хорошего про других казахов не говорят и не пишут. Безусловно, он - самый выдающийся казах XX века. И сама мысль сопоставлять его с кем-то из ныне живущих сородичей представляется небезгрешной. Но нас оправдывает, думается, то, что речь пойдет о сравнении не самих личностей, а отдельных фактов их биографий.
Тех, кого можно отнести к разряду «арқасы бар», отличает то, что они в ключевые моменты своей жизни поступают так, как не следовало бы поступать. И, тем не менее, добиваются выдающихся достижений. Однако же эти последние приходят именно к ним.
По этому критерию подобными же избранниками судьбы являются такие современные личности, как Нурсултан Назарбаев и Амангельды Тулеев – наиболее удачливые политики из казахов. Сначала о последнем. В принципе, Россия – не то место, где казах может сделать хорошую карьеру. В советское время у казахов не было там ни своих крупных производственных руководителей, как Салман Фарманов у азербайджанцев, или своих государственных деятелей, как Михаил Георгадзе у грузин. Тем не менее, когда в 1991 году там впервые избирали президента, единственным нерусским среди шести кандидатов на этот высший пост оказался казах Амангельды Тулеев. Он в дальнейшем еще почти три десятилетия, не в пример многим коллегам, сохранял свою популярность в качестве политика. И с 1 июня 1997 по 1 апреля 2018 года возглавлял Амангельды Тулеев как выборный губернатор не одну из соседних с Казахстаном областей, а такую, где и населения-то казахского нет. Парадокс номер один: почему первый российский руководитель областного масштаба и претендент на должность главы государства из казахов появляется не там, где это выглядело бы более-менее естественным и объяснимым? Парадокс номер два: почему этот человек, который, согласно занимаемому им положению, не мог ходить пешком по улицам, неоднократно оказывался в ситуации, когда ему приходится, рискуя жизнью, спасать простых людей. При этом каждый раз ему вроде как неслыханно везло. Некоторые в России недоверчиво качают головой: уж не инсценировка ли это?! Казахам же с традиционным мышлением все понятно – «арқасы бар».
Есть свой удивительный парадокс и в биографии Нурсултана Назарбаева. В начале взрослой части своего жизненного пути этот человек явно не собирался делать карьеру не только руководителя, но и даже творческую, научную или просто служебную. Одним словом, этот человек даже не думал становиться «белым воротничком». Он пошел вразрез с идеалами всех честолюбивых молодых казахов. Сотни, тысячи юношей и девушек со всех концов Казахстана ехали в тогдашнюю Алма-Ату, чтобы поступить в вуз, выучиться и стать, как это называется у казахов, «нормальным человеком». А Нурсултан Назарбаев из-под Алма-Аты отправляется за тридевять земель, чтобы выучиться мастерству рабочего-доменщика. По казахским понятиям, не хочет добиваться чего-либо стоящего в этой жизни. Можно было бы подумать, что человек решил сначала заработать рабочий стаж. Но ведь, согласитесь, должность доменщика совсем не для такой цели! Словом, все данные говорят отом, что Нурсултан Назарбаев решил пойти по трудовому пути рабочего человека. Тем не менее, судьба именно его вынесла на самую вершину власти. Как раз в этом факте и кроется загадка феномена Нурсултана Назарбаева. По-русски это называется «иронией судьбы», и не более. А казахи в таких случаях говорят: «Жүгірген алмайды, бұйырған алады» – «Приз достается не тому, кто его добивается, а тому, кому суждено его получить».

Кайрат КАЗАКПАЕВ

282 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы