• Бизнес & Қоғам
  • 22 Желтоқсан, 2011

Расцвет Казахстана за 20 лет Независимости (начало на предыдущем номере)

3. Возрождение планирования развития общества на качественном уровне

Президентская стратегия «Казахстан-2030» дала научно обоснованное видение перспектив, задач и целей, приоритетов и преимуществ развития РК на пути перехода к государственному стратегическому планированию, но на качественно новом уровне с учетом по крупинкам опыта РФ, КНР, ряда развитых государств мира - США, Англии, Германии, Японии, Франции, Италии, Испании, Южной Кореи, Сингапура и т.д.

Возрождение такого планирования нацелено на повышение эффективности перехода Независимого Казахстана к индустриально-инновационной экономике на базе мировых научно-технических и технологических достижений. Это чрезвычайно сложно. Анализ данных Агентства РК по статистике показывает, что совместным трудом 8443 тысяч казахстанцев производство ВВП ведут 299934 бизнес-структуры, предприятия и организации всех отраслей. Из них по формам собственности: государственных 27331, частных - 257073, в т.ч. с участием государства - 720, а СП - 9344 и иностранных -15530, действующих в нефтегазодобывающей и горно-металлургической индустрии, по сборке автомобилей, вертолетов, локомотивов, вагонов, других высокотехнологичных изделий, электронной техники с отчислениями из доходов в госбюджет РК ≈20%....

Стратегический план развития РК до 2020 года предусматривает его сочетание с текущими 5, а по бюджетам - 3 летними планами с годовой разбивкой в разрезе инвестиционных проектов на объекты производственной и подушевого финансирования в социально-духовной сферах для достижения намечаемых целей с учетом глобальных тенденций и разных вызовов. Что в нем выделяется особо необходимыми?

3.1. Упредждение кризисных ситуаций на основе устойчивого роста экономики РК, системного улучшения бизнес-среды, финансового сектора и правового обеспечения .

3.2. Ускорение диверсификации экономики РК, к чему ведут: формирование через государственное управление выбора эффективных инвестпроектов и национальной инновационной системы на уровне развитых стран мира; создание комплексов по переработке: сельскохозяйственной продукции; строииндустрия и производству стройматериалов; нефтепереработке и инфраструктуре нефтегазового сектора; металлургии и производству готовых металлических продуктов; химической, фармацевтической и оборонной промышленности; развитию энергетики, включая атомную и альтернативные источники энергии; транспорту и телекоммуникациям.

3.3. Инвестиции в будущее - направляются на развитие экономики РК с приоритетным вниманием к опережающему подъему перерабатывающей индустрии для производства высоко технологичных товаров, изделий, машин, оборудования и электронной техники для реализации на внутреннем и мировых рынках, отраслей образования и здравоохранения для качественного формирования трудовых ресурсов и интеллектуальной нации, обеспечения конкурентоспособности страны на мировой арене.

3.4. Услуги для граждан по социальной защите населения и жилищно-коммунальному хозяйству направлены на устойчивый подъем благосостояния народа по мировым меркам.

3.5. Улучшение межнационального согласия и международных отношений укрепляет внутреннюю стабильность, национальную безопасность, усиливая достижения в международных отношениях и внешней политике РК.

3.6. Реализация стратегического плана включает: определение четких полномочий и ответственности структур системы госуправления за повышение качества их услуг участника производства и всему населению, профессионализацию и ориентацию их на высокие конечные результаты, плодотворный мониторинг и оценку их деятельности по достижению запланированных результатов с учетом мнений граждан на основе надежных статических данных, упреждению кризисных явлений, умелому проведению административных, экономических и социальных реформ на пути вхождения РК в ряды успешных стран мира; видение перспектив процветания, безопасности и улучшения благосостояния казахстанцев на уровне международных требований, условия и факторы обеспечения прорыва РК в ряды стран с развитой рыночной экономикой, на высоты мировой цивилизации с мобилизацией на великие свершения усилий трудящихся масс, всего народа.

Усиливается значение Госпрограммы ФИИР, Карты индустриализации, Схемы рационального размещения производственных мощностей, отраслевых программ по приоритетным отраслям. Для комплексной поддержки бизнеса предназначены16 программ развития регионов с планами мероприятий для их текущей реализации: «Производительность-2020», «Инвестор-2020», «Экспорт-2020», «Занятость-2020», «Сто инвестиций» - дорожная карта инновационного развития РК и др.

Администрация Президента РК через Отдел социально-экономического мониторинга приоритетных направлений приходится определять состояние: обеспечения устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию; возможности роста конкурентоспособности страны на мировой арене; повышения социально-экономической эффективности развития приоритетных производств по обоснованным инвестпроектам; создания благоприятной среды для расцвета экономики и культуры Казахстана на индустриально-инновационной основе, центров экономического роста и рациональной территориальной организации производства; эффективности развития государственно-частного предпринимательства в приоритетных секторах и т.д.

Главой государства в ПФИИР выделены: а) переработка ресурсов на индустриальной основе и создание новых производств с высокой добавленной стоимостью; б) повышение производительности труда и доходов работников; в) развитие мощной инфраструктуры для экспортных и транзитных поставок товаров на внутренний и мировой рынок. За 8 лет стоимость инновационной продукции выросла > 2 раз и составила Т 142 млрд. Для этого в обрабатывающую промышленность привлечено $ 3,6 млрд. Производство ВВП в РК намечалось увеличить к 2015 году с 16 до 23, а в 2011 достигло ≈ Т 26 трлн. Рост несырьевого экспорта > 30% превысил $ 15,5 млрд. Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающую промышленность увеличены на ≈ 35% и достигли $ 1,5 млрд. Экспорт в СНГ вырос в 1,6 и страны ТС - в 1,4 раза. Новый этап индустриализации РК по стратегическому плану определяет рост экономики и жизни людей к лучшему.

Реализация Госпрограммы ФИИР РК ведет к росту производительности труда и качества человеческого капитала; роли крупного и МСБ в экономике; ее диверсификации и рациональной организации производительных сил; превращению традиционных экспортоориентированных секторов в локомотивов развития новых производств последующих переделов по кластерному принципу с широким мультипликативным эффектом; усилению творческой активности всех исполнителей планов на благо народа.

Президент Казахстана особо отмечает увеличение за годы Независимости «субъектов малого и среднего бизнеса… более чем в 35 раз». Количество предприятий МСБ достигло «более 675 тысяч в 2011 году. Более 2 миллионов наших граждан нашли в этой сфере себе работу», за 10 лет увеличили «выпуск продукции … в 20 раз», доведя до «7 триллионов тенге», а «в рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса Казахстан занял почетное 47-е место, оставив позади все страны СНГ» (Литер, 16.12.11, с.1). Но за последние годы доля МСБ в ВВП РК снижена с 40% до 31%, что должно быть доведено до ее уровня в развитых странах мира в пределах 50-60% и более, что усилит рост среднего класса, устойчивое развитие и стойкость общества к упреждению кризисных ситуаций.

Ныне особо важен учет влияния на развитие и процветание Казахстана новых вызовов на мировой арене. Общий объем экономики 7 ведущих развивающихся стран Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) + Индонезии, Мексики и Турции к 2050 году в среднем на 25% больше, чем в странах «Большой семерки», что может вызвать замедление темпов роста всех стран мира, включая и РК. По прогнозам ученых просматривается усиление в мировой экономике роли БРИК и особенно - России с перемещением бизнеса могучих ТНК в КНР до 78%, Индию - до 64% и в РФ - до 48%, где дешевле трудовые ресурсы…

Сооружение мощных нефте-и газопроводов из РК и Туркменистана через территорию Узбекистана и Кыргызстана в Западный Китай вызывает ускоренное формирование там мощной перерабатывающей индустрии для массово-поточных поставок на мировые рынки до 500 крупнейших ТНК. А в стратегические планы развития РК на перспективу может быть пора включить создание ряда ТНК по инновационным продуктам, машинам, оборудованию, электронным изделиям высокой технологической готовностью и доступными ценами для массовых поставок на внутренний и мировой рынки.

4. Укрепление позиции Казахстана в мировой социально-экономической системе

В свете идей Президента РК Н.А.Назарбаева впервые среди СНГ, тюркоязычных государств и мусульманского мира Независимый Казахстан был единодушно избран 56 государствами - членами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, включающей и ведущие государства Америки, Председателем - Главой ОБСЕ на 2010 год. На это большое влияние оказали рост энергетической мощи РК, занимающей в мире по запасам нефти 12 и газового конденсата - 15, угля - 8, урана - 2 место, что позволяет наращивать их добычу и поставки на мировые рынки как сырья и высокотехнологичных продуктов перерабатывающей индустрии. Аналогичны перспективы масштабного выпуска в РК черных и цветных металлов, продуктов растениеводства и животноводства с переработкой их в качественные товары, изделия, машины и оборудование, средств автоматизации, информационно-коммуникационных систем, микро-и макроэлектронной техники с высокой добавленной стоимостью на основе инновационных био-нано-и химических технологий. Но проблема пересмотра заключенных с ними 15-20 лет назад контрактов на недропользование для увеличения доли РК в их доходах является сложной. Так, по проекту разработки одного из крупнейших в мире Карачаганского нефтегазоконденсатного месторождения крупными компаниями с долями как «Бритиш Газ» 32,5%, «Аджип» - 32,5%, «Шеврон» - 20%, «Лукойл» - 15% доля Казахстана доведена до 10%, из них на урегулирование разных претензий госорганов 5% и приобретение 5% по цене $ 1 (один) миллиард без налогов с учетом индекса справедливости для компенсации таможенных платежей «увеличение прибыльной нефти» без ущерба поступлений в госбюджет и Нацфонд РК (Казправда, 15.12.11, с.2).

На мировой арене все больше возрастает интерес к казахстанскому пути ускорения роста экономики, благосостояния и культуры народа, наращивания интеллектуального потенциала общества, достижения высоких идейно-нравственных и компетентностных качеств трудящихся, специалистов и опытных кадров во взаимополезное сотрудничестве с зарубежными странами. За истекшие 20 лет ряды таких кадров, особенно топ-менеджеров Казахстана дополняют и постепенно сменяют талантливые специалисты, качественно подготовленные в лучших из 148 вузов и 4500 из окончивших учебу в передовые университеты развитых стран мира по Президентской программе «Болашак» за счет госбюджета РК. Если эффективно использовать их растущий интеллектуальный потенциал, разумно сочетая со сложившимися кадрами высокой квалификации, то достижения Казахстана неизмеримо возрастут, усилится его конкурентоспособность и взлет на высоты мировой цивилизации по всем узловым направлениям жизни общества.

Казахстан на высоком уровне выполнил задачу огромного Международного значения и чрезвычайно ответственную Миссию Председателя ОБСЕ, что в числе одного из великих свершений его народа. Председательство его в ОБСЕ подтвердило идеи Президента РК о взаимозависимости крупных, средних и небольших государств в мире. За истекший период из разных стран мира инвестиции в развитие экономики РК достигли $136 млрд. А она вошла в ряды 20 стран мира с благоприятным климатом для бизнеса и экспортирует 212 странам высокотехнологичные товары, изделия и оборудование, расширяя их номенклатуру по мере диверсификации и модернизируя производство.

Благотворное воздействие Казахстана на улучшение взаимоотношений народов в мировом масштабе может усиливаться по принятым на Саммите ОБСЕ в Астане 4 принципам: 1) доверию; 2) традициям; 3) транспарентности; 4) толерантности. Принципы эти отражают закономерности, вытекающие из требований объективных законов социально-экономической жизни людей, каждый из которых выражает определенное отношение между ними, в котором одной стороной выступает «доверие» и другой - «сомнение», а в процессе их взаимодействия с повышением степени доверия снижается степень сомнения, что важно в укреплении единства общества.

Аналогично этому в диалектическом взаимодействии между собой находится «толератность», как проявление терпеливости в мягкой форме, но разумного предела, за которым возможна противоположная форма ее проявления - «непримеримость», доходящая в отдельных случаях до агрессивного характера в разных странах, когда позновая глубже определяющее их законы, можно умело регулировать такие процессы.

Определение во взаимоотношениях людей: 1) «доверие ↔ сомнение»; 2) «толерантность ↔ непримиримость»; 3) «национальное ↔ интернациональное»; 4) «самостоятельность ↔ интегрированность»; 5) «региональное ↔ глобальное» обоснованных оптимальных значений того, что объективно полезно и необходимо для умелого управления, контроля, укрепления дружбы и единства представителей титульной и остальных этносов важно в эффективном развитии РК, стран ЕС, США, всего мира.

Это важно в обоснованном создании и эффективной деятельности таких международных объединений, как ЕврАзЭС, ТС, а также ШОС, СВМДА, или ЕС, идущему к СШЕ, аналогичному США, особенно полезно для РК, РФ, РБ, создающим ЕЭП, ЕАС с участием и иных стран мира. Предлагаемые здесь рекомендации могут быть полезны прежде всего для РК - Главе Организации Исламского Сотрудничества (ОИС - быв. ОИК) из 57 государств мира на 2011 год. По инициативе Президента РК в целях укрепления дружбы представителей титульной нации и остальных этносов как единого народа, кроме их национально-культурных центров, создана и действует АНК с 9 депутатами в Мажилисе Парламента РК. В центре особого внимания Президента Казахстана взаимополезное сотрудничество и дружба со стратегическими партнерами - соседями: РФ и КНР а за океаном - США и Канадой, государствами ЕС, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В своей статье «Судьба и перспективы ОБСЕ» (28.01.2010) он раскрыл значение планетарную взаимозависимость государств крупных со средними и малыми, но составляющими большинство в мире и достаточно сильно влияющих на мировую политику, выдвинул ценные рекомендации по: 1) усилению роли средних государств в достижении «глобальных стратегических решений на консенсусной основе»; 2) использованию идеи евразийского подхода к улучшению деятельности 56 государств - членов ОБСЕ, придавая ей трансконтинентальный характер; 3) обеспечению безопасности в европейском и евразийском пространствах; 4) гармоничному синтезу достижений Запада и Востока с учетом образа жизни, традиций, культуры, этнической истории разных регионов мира; 5) равноправному участию разных государств в решении международных проблем с повышением веса голосов малых и средних стран; 6) взаимополезному сотрудничеству и коллективной безопасности в мировом масштабе всех государств - больших, средних и малых для равноправного и более успешного решения острых проблем, чтобы везде труд был мирным, а жизнь - безоблачной.

В актуальной статье «Глобальный мир и ядерная безопасность» Глава Казахстана приглашал Лидеров всех государств на форум в Астану. Они активно участвовали на этом Форуме, обмениваясь мнениями в поиске правильных решений судьбоносных вопросов о том, как: «установить действенный и эффективный контроль над ядерными технологиями и в то же время гарантировать право суверенных государств на развитие мирного атома»; «обеспечить подлинное, а не мнимое равенство в ядерной сфере»; в какой мере ныне РК оптимальный кандидат «для возможного создания Международного учебного центра по ядерной безопасности», способный усилить «потенциал Центральной Азии в области совершенствования систем экспортного и внутригосударственного контроля, учета и физической защитой ядерного материала». Поскольку «нельзя загонять в угол целые государства и народы, лишая их законных прав на мирный атом и задевая при этом их национальную гордость», а Казахстан обладает «крупными запасами природного урана, необходимой технологической базой, развитой инфраструктурой», то Президент РК выступает «убежденным сторонником равного доступа всех стран к мирному атому», поддерживает идею «создания Международного банка ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ». Эту его идею поддержали Президент США, г-н Барак Обама и Генеральный Секретарь ООН г-н Пан Ги Мун, деятели Международных организаций.

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев выдвинул с трибуны сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21.09.2011 года в Нью-Йорке инициативы по решению ряда глобальных проблем в целях: преодоления бедности населения во многих странах, вызывающей причины вспышек насилия «даже в странах с давними традициями толерантности»; устранения причин возникновения глобальных финансовых кризисов и т.д. Заявлено и о таком парадоксе, «когда одним государствам разрешается иметь и совершенствовать ядерное оружие, а другим запрещаются даже его разработки». Для справедливого решения проблемы отмечена необходимость принятия «Всеобщей декларации безъядерного мира», а для ее реализации - установить жесткий глобальный ядерный контроль, сочетая его с глобальным контролем информационного пространства, реальным соблюдением принципов уважения национального суверенитета и территориальной целостности, созданием Фонда миротворческих усилий ООН за счет отчислений каждой из стран мира по одному проценту от своих военных расходов (http://rus.azattyq).

В мирных условиях труда растут достижения Казахстана, где за 1993-2011 годы ВВП на душу населения вырос c $ 700 до 11 тысяч. При этом среднемесячная оплате труда каждого, судя по данным статагенства РК, выросла до 90980 тенге. Теперь предстоит повысить ее отдельным категориям специалистов социально-духовной сферы с 60-70 до 100 тысяч тенге и более, поднимая также прожиточный минимум малообеспеченной части населения, приближая до уровня стран ЕС размеры выплат пенсионерам и т.д. К этому обязывает включение РК по классификации Всемирного банка «в группу стран с уровнем доходов выше среднего» (Литер, 16.12.11, с.1). Здесь следует иметь ввиду и следующее:

Такие показатели могут быть определены более обосновано, если рассчитывать их в национальной валюте, полнее учитывая влияние внутренней инфляции на экономический рост страны. Так, на основе данных Агентства РК по статистике расчеты показывают, что с 1994 до начала 2011 года объем ВВП в постоянных ценах вырос ≈ в 2 раза.

5. Идеи Главы государства по проблемам качества подготовки специалистов

Еще в Послании народу Казахстана 2007 года Президент РК Н.А.Назарбаев представил главным критерием оценки успеха в реформировании образования востребованность выпускников учебных заведений в РК и любой стране мира. Установка из его Послания 2010 года гласит: «Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. ВУЗы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира». А в Послании народу от 28.01.2011 года указано: «Сегодня на базе нового «Назарбаев-Университета» формируется инновационная модель высшего учебного заведения, ориентированная на запросы рынка. Она призвана стать образцом для всех казахстанских вузов», а из них не менее 2-х должны быть отмечены «в рейтинге лучших мировых университетов». Правительству поручено выработать механизм перевода вузов к инновационной деятельности с внедрением новых финансово-экономических инструментов для качественной подготовки специалистов, чему пристальное внимание уделяет новый министр МОН РК, академик Б.Т.Жумагулов.

Министр за короткий срок уже добился принятия в новой редакции Закона РК «О науке», «Об образовании» и Госпрограммы развития образования РК на 2011-2020 годы, отмены ПГК, изжившего себя, проявляя и «признаки коррупциогенности», когда «необходимы новые механизмы внешней объективной оценки качества» (Литер, 28.08.11, с.4). МОН РК ныне стремится быстрее сформировать: 1) национальные исследовательские университеты (НИУ), подобные новому «Назарбаев-университету», где НИР органически соединены с учебно-воспитательным процессом для подготовки специалистов мирового уровня; 2) национальные высшие учебные заведения (НВУЗ), как КазНУ, ЕНУ, КазНПУ, КазНТУ, КазНМУ, КазНУМузыки, КазНКонсерватория, КазНацАкадемия искусства; 3) исследовательские университеты (ИУ) в регионах - КарГТУ, ЮКГУ, ВГТУ и иные ведущие госвузы; 4) университеты, академии, институты (УАИ), а также ВШ и т.п. По такой классификации вузов еще трудно представить степень инновационности их образовательной деятельности (ОД). Они резко различны по масштабам ОД внутри каждой из 4 групп и между ними. Это пока усложняет установление более обоснованных норм в Правилах и квалификационных требованиях к лицензированию (ПКТЛ) ОД в 148 вузах для оптимизации их сети на основе объективных проверок ее состояния в каждом Комиссиями Комитета по контролю в сфере образования и науки (ККСОН) МОН РК.

5.1. Перед прежней оптимизацией ее к началу 2007 года мною предлагалось научное обоснование целесообразности сокращения ≈ 30-35 вузов, где не было: а) «достаточного штата научно-педагогических кадров»; б) «собственной учебно-материальной базы». Отмечалось отсутствие в тогда «действующей системе лицензирования, аттестации и аккредитации вузов… выявления по крупицам инноваций для широкого распространения» («Современное столичное образование», 2007, №1, с.10-11).

5.2. Ныне через оптимизацию сети из 148 вузов в РК намечается сократить до конца 2012 года еще 32, а в последующие годы - по мере целесообразности, соблюдая законные права и интересы значительной части студентов. Но важно сохранять качественных.

5.3. А казахстанские вузы по масштабам ОД в 2-3 раза меньше крупных вузов развитых государствах, как США, Германия, Италия и др. Стало быть, проблема в оптимизации их сети не в количестве, а в качестве предоставляемого образования. Те вузы, где оно низкое, могут и должны быть объединены с более лучшими или преобразованы в колледжи, либо ликвидированы, что важно для прогресса общества.

5.4. К сожалению, с 2005 до 2011 года в оценке качества образования ничего полезного не было от ПГК, отмененного в новой редакции Закона РК об образовании и сегодня методика ее осуществления ждет обоснованной доработки. Интересны в этой связи итоги того ПГК - 2006 года, представленные мною в статье «Премудрости в оценке знаний обучающихся», поскольку тогда: «из 175 вузов в 116 как бы безупречных доля» студентов-задолжников стала «ниже 7%-ой нормы» по менее 25 специальностям «и ни одного из них не оказалось на более… 75% специальностей». Доля задолжников, якобы, превысила 7% норму на > 25% специальностей «в остальных 59 вузах, включая ведущих нац- гос- акционированных и частных «с угрозой» им внеочередной госаттестации (ВГА). Через ВГА «могли быть закрыты компактные… вузы даже при 1-2 задолжниках на 2-3 специальностях» из 5-7 вновь созданных. Появилась угроза закрытия даже «в ряде национальных, включая и технические, госвузов… с большим трудом открытых новых специальностей в направлениях индустриально-инновационного развития РК до 2015 года» (Современное столичное образование, 2007, №3-4, с.10-11).

5.5. Сегодня РК наметила довести эффективное электронное обучение в 2015 году до 50% и 2020 - до 90%, долю вузов с национальной аккредитацией на уровне международных требований - до 30%, а осуществляющих инновационную деятельность с внедрением результатов НИР в производство - до 5%. Международную аккредитацию из РК прошли в 2009 году 2 вуза и в 2011 - уже 7 вузов (Казправда, 22.09.11, с.7).

5.6. На мировой уровень качества за образцовым Назарбаев университетом идут передовые вузы, а они уже в рейтинге 500 или 1000 лучших по разработкам зарубежных агентств - КазНУ, ЕНУ, КазНТУ, ЮКГУ, КарГТУ, ВКГТУ, акционированные КазГАСА, КазАТК… На мировом уровне ныне КазНУИскусств и КазНацКонсерватория.

5.7. За ними среди 90 частных вузов ведущие: УМБ, Туран, Инновационный ЕврАзУниверситет из Павлодара, МАБ, Евразийский Институт рынка (ЕврАзИР).

6. Ориентация ЕврАзИРа на мировой уровень качества подготовки кадров. Он был создан к началу 1993 года в свете Указания Президента РК Н.А.Назарбаева по кадровому обеспечению для формирования и развития социально-ориентированной рыночной экономики. На IV конгрессе предпринимателей Казахстана и Евразии Глава государства на выставке предприятий и организаций в фойе Дворца студентов города Алматы обратил внимание экспозициям ЕврАзИРа, дал ценные советы по повышению качества подготовки специалистов, укреплению высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами ППС, связей с бизнесом, передовыми отечественными и зарубежными вузами, созданию современной материально-технической базы. С большой благодарностью воплощая его ценные указания, мы с тех пор идем в рядах передовых.

6.1. В успешном создании и развитии ЕврАзИРа мне как его ректору помогли 1) окончание с отличием - Ленинским стипендиатом Казахского госуниверситета (ныне КазНУ им.Аль-Фараби), где был оставлен на научно-педагогической работе; 2) перевод в новый АИНХ→КазГАУ (сейчас это-КазЭУ им.Т.Рыскулова) где вырос до доцента-профессора-завкафедрой-проректора; 3) защита диссертаций на присуждение ученых степеней кандидата и доктора экономических наук в знаменитых вузах - Московской «Плехановке» и ЛФЭИ - ныне Санкт-Петербургском госуниверситете экономики и финансов; 4) предоставление возможности в течение 7 лет по совместительству руководить на договорной основе с экономическим факультетом МГУ им.М.В.Ломоносова и НИИ Гос/снаба СССР разработками проблем перспективного планирования и материально-технического обеспечения производства и строительства.

6.2. Из высококвалифицированных научно-педагогических кадров, подготовленных в Москве, Новосибирске, Киеве, Алматы, Ташкенте, иных учебно-научных центрах удалось сформировать трудоспособный штат профессоров-преподавателей в составе проректоров Г.К.Бердалиевой, Е.М.Бутина, В.Ч-С.Кима, завкафедрами А.А.Баймухаметова, М.Т.Жоламановой, Л.П.Чайковской, У.А.Аманбаева, К.Х.Жадановой и т.п.

6.3. Всемерное укрепление материально-технической базы с ориентацией на инновационное обеспечение учебно-воспитательного процесса и подготовку развитых личностей с высокими компетентностными и идейно-нравственными качествами, свойственными настоящим патриотам своей Отчизны опирается на взаимополезное сотрудничество с передовыми вузами РК и развитых стран мира.

6.4. За истекшие 19 лет в ЕврАзИР подготовил стране около 7000 высококвалифицированных специалистов. Они хорошо востребованы, растут в бизнесе и госорганах РК до руководителей разных структур, АО и ТОО, топ-менеджеров разных компаний, министерств и ведомств, акиматов и вплоть до высшего звена управления. Из его лучших питомцев приняты на учебу и работу в мегаполисах развитых стран мира: Вашингтоне, Нью-Йорке, Хьюстоне, Сан-Диего, Торонто, Лондоне, Лидсе, Вене, Варшаве, Праге, Москве, Санкт-Петербурге, Омске и т.п. Высокое качес­тво их подготовки и конкурентоспособность подтверждены в РК, СНГ, Евразии и мировом пространстве.

В числе талантливых выпускников ЕврАзИРа: А.Кулахметова по стипендии «Болашак» успешно окончила магистратуру в США; В.Захаров - топ-менеджер компании «Электроника»; В.Цыганко по сертификату гениального Билла Гейтса успешно трудится в Канаде; З.Заурбекова Главный финансовый директор ENRC, награждена ныне Орденом «Парасат», в 20-ке из ведущих компаний мира в «FTSE 100»; Б.Палымбетов президент СПК «Каспийский»; Б.Жексембин - стал ученым-экономистом, акимом Жамбылской области, ныне Посол РК в Узбекистане; К.Даутов исполнительный директор СК «Евразия»; Н.Нурсеит пос­ле учебы в университетах Германии, работы в «Нацбанке» и компании «КазМунайГаз» проректор родного вуза, свободно владеет 4 языками, доктор наук, профессор КБТУ, ведет на англо/русском языках учебные занятия; заместители Акима Алматы М.Кудышев и Астаны - В.Крылов - кандидат наук; К.Келимбетов - государственный деятель, ранее Руководитель Администрации Президента РК и Глава «ФНБ-Самрук-Казына», ныне Министр экономического развития и торговли РК и др.

6.5. Определенную помощь в становлении и развитии ЕврАзИРа оказали ректора КазГАУ тех лет выдающиеся ученые организаторы К.А.Сагадиев и Н.К.Мамыров, в качестве Председателей ГЭК/ГАК - академики Я.ААубакиров, А.К.Кошанов, Э.А.Туркебаев, С.С.Сатубалдин, Г.С.Сейткасымов, а по истории Казахстана - М.К.Козыбаев, популярные профессора К.О.Окаев, У.М.Искаков, Г.Д.Карагусова, А.Е.Есентугелов, С.Р.Есимжанова и ряд других.

6.6. Президент КИМЭП, Д-р Ч.Бэнг представил ЕврАзИР как один «из элитных вузов в Казахстане» с уникальными помещениями для учебных занятий, информационным центром и компьютерными классами с доступом в Интернет, актовым и конференц-залами, дискозалом для отдыха, медпунктом, студкафе. По мнению американского профессора Р.Фэйэлса, ЕврАзИР «широко известен в республике и за ее пределами, располагает мощной базой, современными, технически оснащенными аудиториями и кабинетами, уютными библиотеками и читальными залами, большим корпусом, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом».

6.7. За 19 лет перед студентами и преподавателями ЕврАзИРа провели мастер-классы 35 профессоров из США - Р.Морей, Р.Фэйэлс, С.Демирель, З.Вахаб, В.Воссен, К.Куп. О.Вебстер. В.Васильченко; Англии - П.Кан, К.Олдридж; Канады М.Х.Рахман, ГА.Рудик; Германии У.Роор. Д.Геррман, P. Роот, Т. Доббелштейн; Японии Л.Сим, М. Такахаши. Т.Фукуяма, М.Тамаи, М.Хедэката; Италии - А.Фолио, С.Алессандрини; Р.Кристофферсон; Голландии - С.Сипиля. К.Фэдерико: Франции - А.Худостьян. Я.Бино; Израиля - Э.Либин, О.Менски; Южной Кореи - М.Шин, Словакии - И.Самсон и др.

6.8. ЕврАзИР за учебно-научные достижения в 2004-2011 годах признан лауреатом Золотой Медали в Женеве, «Золотого Сертификата за Продвижение Глобального Качества» - Париже, высоких наград «EUROPEAN QUALITY» - Оксфорде и «Лидера Национальной Экономики» - Москве, получил «Международный Сертификат Качества в сфере образования» от знаменитого в мире SIQS - Цюрихе; успешно прошел Международную аккредитацию в Англии: www.abeuk.com. Таких вузов в РК пока мало, а их опыт важен многим в прорыве на мировой уровень качества образования. ЕврАзИР идет к двухдипломному образованию заинтересованных студентов из числа устремленных стать экономистами по уму, зову сердца и души!

6.9. ЕврАзИРом сегодня выступает по законодательству РК с госперерегистрацией 14.09.2011 года его полный правопреемник - «Академия экономики и управления - Евразийский институт рынка». Аббревиатура новая: «АЭУ-ЕИР». При таком переименовании в составе того же специализированного экономического вуза остаются действующие эффективно «Финансово-экономический колледж», научные и бизнес- структуры, а чтобы заинтересованные находили в Интернете наш веб-сайт: www.eurazir.kz.

АЭУ-ЕИР идет к расширению прорыва на мировой уровень качества образования, поддерживает предложение руководства МОН РК об оптимизации сети вузов для обеспечения растущей эффективности ОД ведущих из них, где на высокий уровень поднимается модернизированная материально-техническая база, сконцентрированы лучшие научно-педагогические кадры для подготовки специалистов, востребованных в стране и за рубежом соответственно требованиям превращения Отчизны на современной индустриально-инновационной основе в одну из мощных стран мира. Такие возможности для развития ведущих вузов в РК надо использовать эффективно на благо общества.

Декларация 20-летия государственной независимости Казахстана, принятая Сенатом Парламента РК 10.12.2011 года ярко показывает то, что наша Отчизна ныне «входит в группу ведущих стран, обеспечивающих мировую энергетическую и продовольственную безопасность». Она в первой сотне «государств мира в глобальном рейтинге благосостояния населения» и среди «трех самых быстрорастущих экономик мира», а также «лидеров глобального антиядерного движения». В совокупности «современные успехи страны - наследие для будущих поколений, надежная основа построения сильного, независимого и динамично развивающегося Казахстана в XXI веке».

Пусть на этом великом пути казахстанцам сопутствуют инновационные идеи, эффективно воплощаемые в новые свершения на благо всех и каждого человека!

530 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы