• Өндіріс
  • 03 Желтоқсан, 2015

Западные инвестиции способствуют росту экономики Казахстана

     Туркменистан под руководством второго президента страны Г.Бердымухаммедова оказался тоже не таким уж удобным партнером для ведения переговоров о сотрудничестве в энергетической области. Причем – не только для Запада, но и для России. И даже – для Казахстана.   
     Вообще сейчас еще в отношении Туркменистана наиболее выигрышной считается позиция Китая. Потом – России и Ирана. А самой проигрышной – позиция Запада в целом. 

ТШИ 1А все, видимо, потому, что Пекин и Москва не имеют привычки перемежать свои предложения Ашгабату по сотрудничеству в энергетической сфере претензиями по ситуации с демократией и правами человека в Туркменистане. Тегеран – тем более. К тому же Китай, Россия и Иран в своих действиях в Центральной Азии руководствуются исключительно собственными экономическими интересами и при этом явного стремления попутно приспособить ресурсы государств региона к нуждам каких-то третьих, транзитных стран не выказывают. 
А США и другие западные державы льют воду, образно говоря, на мельницу таких близких своих союзников, как Грузия и Турция. То есть тогда, когда американцы и западноевропейцы предлагают планы и решения по маршрутам транспортировки энергоносителей из Центральной Азии, эти проекты бывают выстроены, прежде всего, в интересах Закавказья и Турции или Украины. Параллельно – в пику России или Ирану. Об этом в свое время авторитетная британская газета Financial Times писала так: «Другой ключевой вопрос нынешних американо-казахских отношений – это будущее участие Казахстана в предлагаемом нефтепроводе БТД (Баку-Тбилиси-Джейхан). США проталкивают данный проект с целью… поддержать экономику Турции – ключевого своего союзника в этом регионе. Казахские официальные лица, судя по всему, тяготеют к альтернативному иранскому маршруту с учетом того, что там расстояние короче и расходы соответственно ниже» (R.Corzine «Buffer state still avoids being hit», 11.12.00 года).
Но у Запада есть свой плюс. Это – новые технологии и колоссальные инвестиционные возможности. И потом самой той же России ни газа, ни нефти не нужно. То же самое можно сказать и об Иране. 
А Западу энергоносители, по большому счету, нужны. Очень нужны. Поэтому настоящего бума в сфере производства углеводородов стран Центральной Азии без участия компаний из США и других западных держав трудно себе представить. В этом можно убедиться хотя бы на примере Казахстана.ТШИ 2
     Но Туркменистан – это нечто иное. Он идет несколько иным путем. При контактах с теми или иными странами Ашгабат придает большое значение не только потенциальной экономической выгоде от сотрудничества с ними, но и также тому, насколько уважительно их руководители ведут себя по отношению к туркменскому руководству и народу. 
Москва явно прекрасно осознает это. И уже давно. Так, в мае 2000 года в Кремле, когда настал срок отправляться вновь избранному главе государства с первым официальным визитом в Центральную Азию, президент В.Путин остановил выбор не на Астане и Бишкеке, которые на словах практически никогда не идут наперекор Москве, а на Ташкенте и Ашгабате, демонстрирующим достаточное своеволие. Такой же целевой визит в столицу Казахстана глава РФ нанес, кстати сказать, только в январе 2004 года, за два месяца до новых выборов… 
То есть Москва всегда готова демонстрировать Ашгабату должные знаки внимания. Это помогает ей быстрей всех договариваться с руководством Туркменистана по вопросам энергоносителей.  
Но все такие достижения сейчас уже не дают уверенности в том, что Москва сумеет сохранить за собой позицию главного энергетического партнера Туркменистана. Ей на пятки наступает Пекин, который, кстати, уже добился значительного присутствия в нефтегазовой отрасли Казахстана.
В туркменском направлении у него тоже наблюдается сейчас стремительный прогресс.  
С Ираном у нового руководства Туркменистана связи также развиваются интенсивно.   
Не остается в аутсайдерах в плане налаживания взаимовыгодных связей с новым руководством Туркменистана и Казахстан. Одним словом, официальная Астана к «шапочному разбору» потенциальных экспортных объемов газа из Туркменистана явно не опоздала. Но отношения с нынешним туркменским руководством у нее так же, как у Москвы, складываются непросто.


Сабыр ЕРСАРИЕВ

516 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы