• Атамекен
  • 15 Қыркүйек, 2011

Взгляд со стороны Образовательный бюджет Южной Кореии сравним с госбюджетом Казахстана

Задачу достижения высокого уровня конкурентоспособности в XXI веке сегодня ставит перед собой не только Казахстан, но и также Южная Корея. Причем там в среде политических и экономических лидеров есть твердая убежденность в том, что именно высшая школа является одной из фундаментальных основ развития экономики по пути к блестящим результатам. И она, такая вера, подкрепляется соответствующими финансовыми вливаниями – как со стороны государства, так и со стороны частных структур.

Еще в 2002 году в Южной Корее расходы на образование составили 7,1 % от ВВП. И тогда южнокорейцы среди стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (а это - своего рода объединение самых развитых в экономическом отношении государств мира) по этому показателю заняли третье место, пропустив вперед лишь ирландцев и американцев. Причем тогда Южная Корея в том, что касается одних только частных финансовых вливаний, являлась безоговорочным лидером. И эта часть расходов на образование по сию пору продолжает увеличиваться.

Однако отсюда не следует делать вывод, что доля участия государства в финансировании этой системы соответственно сокращается. В том самом 2002 году статья расходов на образование составила 17,4 % всего государственного бюджета Республики Корея. В денежном выражении это – 16,5 млрд. евро. Чтобы стало понятно, что же из себя может представлять эта сумма, скажем так. Уже свыше восьми лет тому назад одна только образовательная статья бюджета Южной Кореи была почти сопоставима с доходной частью всего государственного бюджета Республики Казахстан на текущий, 2011 год (3 939 975 720 тысяч тенге или 18,7 млрд. евро). Такой факт красноречивей всего прочего говорит о том, насколько сильно южнокорейские лидеры ценят систему образования и полагаются на нее.

Особенно большой расчет делают они, как уже было сказано выше, на высшую школу своей страны. В Южной Корее насчитывается 374 вуза. Там работают порядка 60 тыс. преподавателей и учатся 3,5 млн. студентов. 84 % всех вузов являются частными учебными заведениями. Поэтому, наверное, и не следует удивляться тому, что по показателю частных финансовых вливаний в образование Южная Корея ходит мировых лидерах. Ведь основная часть таких средств попадает именно на счета частных университетов.

Например, бюджет престижнейшего Университета Кореи составляет порядка 1 млрд. долларов или 800 млн. евро. Это больше всего государственного бюджета любой страны СНГ, кроме России, Украины, Казахстана, Беларуси и Узбекистана (до недавнего времени, во всяком случае, только эти республики имели бюджеты, измеряемые миллиардом или миллиардами долларов). Значительную его часть составляют дарственные взносы таких индустриальных конгломератов, как Самсунг, Хёндай и LG. Университет Кореи вместе с Национальным университетом Сеула и Университетом Йонсей составляет тройку наиболее элитных высших учебных заведений Республики Корея. Для молодых корейцев и кореянок, завершающих свое среднее образование, поступить в один из этих вузов – голубая мечта. Но попасть туда очень и очень трудно.

В отличие от США или, скажем, Великобритании, где университеты обладают значительной самостоятельностью и независимостью, в Южной Корее организация учебного процесса в вузах всецело зависит от государственного управления в лице министерства образования, которое определяет квоты на студентов и оценивает качество преподавания, программ и дипломов.

32 % всех южнокорейских студентов получают инженерное образование. Университеты, в которых они учатся, поддерживают тесные связи с исследовательскими центрами крупных компаний.

Одним словом, в Южной Корее система высшего образования в значительной мере приспособлена к задачам ускоренного развития экономики страны и выведения ее на все более и более высокий уровень конкурентоспособности. Страна, будучи еще в 1962 году одной из беднейших наций, за последние четыре с лишним десятилетия сумела прорваться в ряды самых развитых государств мира, и заслугу ее системы образования и в особенности высшей школы в этом достижении переоценить просто-таки невозможно. А раз так, нет, казалось бы, никакой необходимости подвергать ее кардинальным переменам. Но в Южной Корее, видно, так не считают. И почивать на лаврах лица, ответственные за состояние ее системы высшего образования, явно не собираются.

Подтверждением тому является появление нового проекта, названного «Звездный факультет» и призванного готовить будущих лауреатов Нобелевской премии. Суть его заключается в том, что полусотня прошедших тщательный отбор лучших умов из числа южнокорейских студентов станет в течение 10 лет получать ежегодно от правительства своей страны 200 млн. вонов (220 тыс. долларов или 170 тыс. евро). Этот проект – составная часть обширных реформ в системе университетского образования, которые были запущены в начале 2006 года правительством Южной Кореей, одержимым желанием иметь в своем распоряжении лучшие умы нашего времени. Они в частности предусматривают слияние пятнадцати из пятидесяти больших факультетов. Цель – сделать их более конкурентоспособными. То есть получается, что для Южной Кореи вопрос конкурентоспособности экономики и страны напрямую связан с обеспечением конкурентоспособности системы университетского образования.

В Казахстане с начала 2006 года такой вопрос также приобрел первостепенную актуальность. Но только у нас задачу резкого повышения конкурентоспособности экономики и страны в целом пока не связывают с необходимостью проведения кардинальных перемен в сфере образования в целом и в системе высшей школы в частности. В этом смысле больше ставки делается на административно-реорганизационные меры свыше.

В Южной Корее подход к задаче повышения конкурентоспособности иной. И ведущая роль в ее решении отводится университетам. До сих пор они вполне оправдывали такое доверие лидеров страны и нации. Но время не стоит на месте. Оно меняется. Вместе с ним меняются и задачи. Один из лозунгов южнокорейского правительства звучит так: «Brain Korea» - «Корея мозга». Задача, вытекающая из него, заключается в том, что страна должна стать ключевым пунктом продвинутых исследований и передовых технологий во всей Азии. Здесь, ясно дело, выдающаяся роль отводится южнокорейским университетам. В реформу университетской системы государство было готово вкладывать 300 млрд. вонов (320 млн. долларов или 250 млн. евро) ежегодно. Она должна была проводиться до 2009 года. По истечении этого срока в Южной Корее, как считается, сформировалась уже преобразованная университетская система.

Впрочем, реформа коснулась не только университетов. Ею охвачена вся сфера образования. Запущена, к примеру, программа, названная «Счастливая зона». Ее цель заключается в повышении уровня образования в регионах, признанных наименее благополучными, а также в смешанных сельских и городских зонах. Общее количество таких регионов и зон – 40. В 2007 и 2008 годах на цели улучшения качества образования там было выделено порядка 10,5 млрд. вонов (1,12 млн. долларов или 875 тыс. евро).

Марал САЛЫКЖАНОВ

618 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы