• Бизнес & Қоғам
  • 15 Наурыз, 2012

Модернизация ЖКХ требует системного подхода

В Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» (27 января 2012 года) Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркнул, что «Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации».

Значительная доля общественных благ производится жилищно-коммунальным хозяйством страны: содержание жилого фонда, снабжение водой и теплом, озеленение и освещение населенных пунктов и т.д.

Государственная программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2020 гг. направлена на обеспечение комфортных условий проживания населения и улучшение состояния коммунальной инфраструктуры. Из республиканского бюджета на модернизацию жилого фонда за 10 лет уйдет 533 млрд. тенге, из них 160 млрд. – на возвратной основе. По городу Алматы управлением жилья разработаны финансово-экономические обоснования по данной Программе модернизации и развития ЖКХ на сумму 1,120 млр. тенге.

На ремонт 30 тысяч километров коммунальных сетей потребуется 166 млрд. тенге.

Если эти финансовые средства будут освоены эффективно, жилищно-коммунальное хозяйство страны в значительной мере будет модернизировано, а Программа достигнет ожидаемого эффекта.

Несомненно, необходимо научное обоснование всех механизмов (финансовых, институциональных, кадровых) реализации данной Программы. С этой целью в рамках Международного форума «ЖКХ-ЭКСПО-2011» (2-4 ноября 2011г. г.Астана) была проведена II Международная конференция «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Казахстан: проблемы, решения и перспективы», на которой отмечалась необходимость научных разработок и предложений, изучения и применения ценного из зарубежного опыта развития жилищных отношений.

Ученые КазНУ им. аль-Фараби, намерены принять участие в этих исследованиях и внести свой научный вклад в социально- экономическую модернизацию страны, в том числе и г. Алматы.

Немного теории

Важнейшим критерием конкурентоспособности национальной экономики и общества является состояние среды обитания человека: доступность и комфортность жилищных условий, качество жизнеобеспечивающих услуг (снабжение водой, теплом, газом, электричеством; экологическая и санитарная безопасность, транспорт, дороги).

Еще классики в свое время (более двухсот лет тому назад) уверяли государственных вельможей в том, что человеку для производительного труда необходимо достойное жильё. Несомненно, человечество, в силу законов развития производительных сил и возвышения потребностей, значительно продвинулось в создании этих благ в многообразии по уровню комфортности и доступности.

Однако каждое государство определяет и законодательно утверждает стандарты условий, обязательных для обеспечения каждого гражданина страны и в меру своих возможностей обеспечивает ими свой народ. Очевидно, что работник, не имеющий нормальные жилищные условия, не обеспечивающий ими свою семью, не способен и не мотивирован к высокой отдаче в трудовой деятельности.

Накопившиеся проблемы ЖКХ

Отраслью, обеспечивающей эти условия жизни человека, является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).

В семейном бюджете среднестатистического гражданина Казахстана статьи расходов на услуги ЖКХ составляют более 20-25%, пенсионеров (их более 10% населения страны) до 35-40%. Однако качество услуг не соответствует нормам, обеспечивающим воспроизводство высокопроизводительной рабочей силы. Эта «вилка» значительно выше у части населения, проживающего в ветхом жилье.

Наблюдения показывают, что возрастают затраты времени (зачастую за счет рабочего времени), материальных ресурсов и человеческой энергии граждан нашей страны из-за сбоев и не слаженности в деятельности ведомств ЖКХ, кроме того, значительны моральные издержки, стрессы и их психологические последствия.

В связи с переходом к рыночным регуляторам ЖКХ и созданием института «кооператив собственников квартир» (КСК), государство возложило ответственность за решение жилищно-коммунальных проблем на собственников жилья.

Собственники жилья в большинстве своем законопослушные в оплате услуг ЖКХ, активные как электорат – оказались без правовой защиты. Защищать свои права приходится самостоятельно, граждане вынуждены отбивать пороги КСК, акиматов, ЧС, отвлекаясь от своих служебных и других обязательств. При отсутствии правовой защиты многие граждане оказываются в зависимости от произвола штата КСК.

Не менее показательный пример: в былые времена жители южной столицы гордились зеленным нарядом города, теперь с ужасом смотрят на стройные тополя и ветвистые дубы: природная стихия прошлым летом не пощадила ни молодые, ни старые деревья, сваливая их на прохожих, на автомобили, дороги и здания и т.д.

Несомненно, собственники жилья имеют право требовать от председателя КСК исполнения обязательств, отчета о проделанной работе и движении финансовых средств. Однако у простых граждан не во всех случаях достаточны правовые знания, не все из них, в силу возраста, состояния здоровья, ограниченности времени, имеют возможность действовать и отстаивать свои права. Зачастую бесполезность «похождений по коридорам власти и КСК» приводит к отчаянию и молчаливому протесту, уклонению от оплаты услуг ЖКХ, хищению коммунальных ресурсов (воды, электроэнергии и т.п.).

Не маловажным препятствием в отстаивании интересов потребителей услуг ЖКХ является не информированность населения. Например, мало кто из граждан знал о том, что приватизации квартир в соответствии с законом о жилищных отношениях должна были предшествовать услуги государства по капитальному ремонту кровли домов за счет средств местного бюджета. А местной власти неосведомленность населения позволила избежать «лишних расходов». После приватизации жилья ремонт кровли стал заботой собственников квартир. Финансовые средства КСК не недостаточны для капитального ремонта жилых домов. Поэтому и высок уровень ветхости жилищного фонда и риска аварийных ситуаций.

Между тем, в Конституции РК (раздел I, статья 5, п.2) утверждается, что «не допускается…возложение на общественные объединения функций государственных органов». В соответствии с действующими нормативными документами, КСК избирается и должен контролироваться собственниками жилья: ни районный акимат, ни городской департамент жилья не имеют полномочий административного воздействия на КСК. В реальной жизни: ни собственники жилья, ни государственные органы не могут (хотя причины и предпосылки разные) контролировать деятельность КСК.

В результате КСК получили полную свободу в распределении и использовании финансовых средств, поступающих от собственников квартир по таким статьям как «на содержание жилья», на «техническое обслуживание отопления, горячего и холодного водоснабжения», обеспечивая эти услуги «своими силами», не всегда профессионально, при этом произвольно определяя тарифы на эти услуги. Своевременный ремонт названных объектов не производится, а в случае возникновения аварийных ситуаций граждане своими силами устраняют их.

Выясняется, что ответственность за состояние деревьев, обеспечение своевременной обрезки сухих веток и обвал старых деревьев во дворах несет КСК, привлекая к работам службу по чрезвычайной ситуации (выиграли тендер!?), а профессиональное ведомство по озеленению города «Зеленстрой» - банкрот. Что в этих обстоятельствах первично, а что – вторично, не трудно догадаться. На самом деле проблема в том, что необходимы профилактические работы, нужно ухаживать за деревьями, осуществлять новые посадки, своевременно спиливать старые деревья: т.к. они имеют способность «умирать стоя». Иначе говоря, здесь, впрочем, как и везде, необходим профессиональный подход.

Что предпринимается исполнительной властью

Все эти проблемы настолько обострились, что стало необходимо принятие радикальных мер. Наиболее конструктивной является Программа правительства РК по модернизации ЖКХ (2011-2020), которая предусматривает капитальный ремонт жилищного фонда страны, объектов инфраструктуры: тепло – и энергосетей, водоканализационной системы, зеленного фонда и др.

В сентябре 2011 года в 10-ти домах Бостандыкского района г. Алматы. началась реализация пилотного проекта модернизации ЖКХ. Началу ремонтных работ предшествовал длительный процесс согласования с населением сметы и подписания договоров о создании кондоминиумов и включении в программу модернизации. Успешный ремонт первых домов стимулировал еще несколько домов на подписание подобных договоров. В конце 2011 года, по предоставленным данным районных акиматов, в городе Алматы зарегистрировано 902 объекта кондоминиума, в процессе регистрации находятся 503 жилых дома.

Управлением жилья города Алматы разработаны финансово-экономические обоснования по данной Программе на сумму 1,120 млр. тенге.

Первые результаты реализации Программы не однозначны, время покажет насколько ремонтные работы проводились профессионально.

Чем могут помочь ученые?

Все изложенные проблемы лишь «айсберг», характеризующий состояние ЖКХ. Они чреваты большими материальными потерями, обострением социальных противоречий и требуют принятия решений на основе научно обоснованного, системного подхода.

Острота возникших проблем в среде обитания соотечественников побудила ученых Казахского национального университета им. аль-Фараби начать системное исследование, нацеленное на разработку рекомендаций и предложений руководству страны и местной власти по созданию комфортного города.

Назрела необходимость исследования экономического, технико-технологического, финансового, кадрового потенциала ЖКХ. Требует исследования и институт КСК, изучение его международного опыта. В связи с этим требуется анализ деятельности ЖКХ отдельных городов и репрезентативной группы КСК. При разработке рекомендаций по повышению качества услуг ЖКХ важно учитывать зарубежный опыт управления ЖКХ и прежде всего, деятельностью кооперативов собственников жилья.

Необходима эффективная модель экономики и организации работы ЖКХ и КСК городов Казахстана, обеспечивающая комфортное проживание населения при сбалансированных правах и обязанностях всех заинтересованных сторон: собственников жилья (кондоминиумов), КСК, акиматов, субъектов естественных монополий и др. Создание множества центров модернизации ЖКХ в форме агентства, АО и ТОО возможно мобилизует общественные силы, но требует системной координации и надзора.

Очевидно, что государство, настоятельно рекомендуя гражданам усиливать публичный контроль, способно и обязано осуществлять надзор за деятельностью КСК и жизнеобеспечивающих структур - естественных монополий (теплосеть, энергосеть, водоканал, зеленстрой) в выполнении обязательств перед населением и государством.

Требуется разработка единой нормативной базы, регулирующей отношения между государством, собственниками жилья и КСК, а также введения унифицированной отчетности КСК перед городскими управлениями по статистике, акиматами и размещение информации о своей деятельности на сайтах районных и городских акиматов.

Немаловажным компонентом рассматриваемой проблемы является поведение граждан: соблюдение чистоты не только «на своей территории», соблюдение правил общежития, выполнение обязательств по содержанию жилья и т.п. В этом тоже видится регулирующая роль работников КСК, которые должны показать свой профессионализм и старания, призывая жильцов своих домов поддерживать чистоту, уют в домах, во дворах, улицах города. Необходима соответствующая идеологическая работа средств массовой информации. Эти простые шаги могут оказаться сильным фактором в создании комфортного города.

Ученые КазНУ им. аль-Фараби призывают к сотрудничеству представителей всех ведомств, организаций, учреждений, заинтересованных в создании комфортного города. Комфортный город – комфортная страна.

МадинаТулегенова, д.э.н., профессор

Римма Сагиева, д.э.н., профессор

КазНУ им. аль-Фараби

621 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы