• Бизнес & Қоғам
  • 05 Сәуір, 2012

ВАЖНЫЕ ШАГИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

В современной мировой экономике интеллектуальному потенциалу уделяется привилегированное внимание, ибо в цивилизованном обществе важной и приоритетной ценностью по сравнению с другими (например, материальными) выступает интеллектуализация человеческого капитала, уровень и качество которого способно предоставить объективную информацию о национальном благосостоянии страны и уровне её конкурентоспособности. Для достижения высокого уровня конкурентоспособности чрезвычайно важным фактором в мировой практике менеджмента является способность нации поддерживать систему современного и эффективного образования и увеличивать потенциал рабочей силы через качественное обучение и подготовку.

В ежегодном Послании Президента Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012г. важное место занимают вопросы, связанные с совершенствованием системы образования и науки – это качественный рост человеческого капитала в Казахстане. Президент РК отметил, что в ходе модернизации системы образования нам важно осуществить такие меры, как внедрение в процесс обучения современных методик и  технологий, повышение качества педагогического состава, усиление стандартов базового педагогического образования, требований к повышению квалификации преподавателей школ и ВУЗов /1/.

В Послании сформулирована не только генеральная цель и основные направления для её достижения, но и также сфокусированы и грамотно продемонстрированы механизмы для достижения и реализации задач, в том числе касающиеся системы образования в Казахстане.

Какие мировые тенденции в образования должен формировать и развивать Казахстан?

Так, для оценки уровня образованности государства известные экономисты, лауреаты Нобелевской премии Ананд С. и Сен А. предложили модифицировать показатели ступени образования в зависимости от экономического уровня развития страны /2/. По их мнению, различные ступени образования представляют разные возможности экономик мировых стран и должны зависеть от их уровня развития. Иными словами, для стран со средним уровнем развития необходимо рассматривать полноту охвата средним образованием, с высоким уровнем – высшим образованием.

Для Казахстана приемлемым был бы показатель - процент населения, лишенный возможности получить должное образование, востребованное на рынке (среднее, профессиональное, средне-специальное, в будущем и высшее). В настоящий момент в республике показатель распределения по уровням образования составляет 6-1-1, что означает, что на 6 студентов вуза приходится 1 студент колледжа и 1 – из профессионально-специального учреждения. Тогда как в развитых странах этот показатель равен соответственно 1-2-4 /3/.

В отрасли образования необходима образовательная политика, основными направлениями которой могут быть повышение качества показателей всех ступеней образования путем применения международных стандартов; создание методов поддержки молодежного предпринимательства на государственной основе, осуществление целевых программ, предполагающих введение грантов и стипендий на региональном уровне, поддержка молодых ученых.

Для привлечения молодежи в научно-технические сферы Правительством республики по стимулированию научного труда приняты такие меры, как утверждение наград и стипендий в научной области; внедрение дополнительной заработной платы ученым, выполняющим государственные задания; повышение длительности ежегодного трудового отпуска научных работников и др. /4/.

Подготовка высококвалифицированных специалистов по высоким технологическим направлениям должна осуществляться путем включения метода целевого задания. В качестве заказчика должны выступать и взять под свою ответственность предприятия реального сектора экономики. Наряду с этим, необходимо формировать, на приоритетной основе подготовку перспективных наукоемких специалистов в соответствии с требованием национальной экономики. Только высокообразованный и всесторонне развитый человек может работать в гармонии с техническим процессом. Поскольку государственная поддержка научных и технологических исследований - это инвестиции, которые предназначены на будущее, по данным экспертов, необходимо повысить долю инвестиций в процентах к ВВП с 2% в 2010г. до 2,5-3% - в 2015 г. через повышение финансирования. Таким образом, решение вышеупомянутых проблем достигается через прямое государственное вмешательство.

Работа по подготовке высококачественных выпускников ВУЗов является многогранной задачей и должна охватывать в первую очередь преподавательский корпус, поскольку от эффективных и передовых знаний последних зависит и профессиональная судьба наших выпускников.

Использованные источники:

1. Назарбаев Н.А. Послание Президента РК народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012г.

2. Anand S. and Sen A. Human Development Index: Methodology and Measurement // Background Paper for Human Development Report – New York: UNDP, 1992.

3. Аукен В.М. Институциональная экономика: институт образования. – Алматы: Институт развития Казахстана, 2007. – 173с.

4. Исабеков Б.Н. Индустриально-инновационные основы развития науки и образования. – Туркистан: изд-во Туран, 2009. – С.27-50.

554 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы