• Атамекен
  • 22 Қыркүйек, 2011

Туркмения готовится к сдаче пути в Казахстан

Информационное агентство «Trend News Agency» опубликовало переданный Ашхабада материал под названием «Turkmenistan to commission railway to Kazakhstan soon» - «Туркменистан в скором времени собирается ввести в эксплаутацию железную дорогу в Казахстан».

В нем говорится так: «Участок железной дороги «Север–Юг», связывающий Туркменистан и Казахстан, будет введен в действие в ближайшем будущем», - заявил в понедельник официальный туркменский источник.

Этот вопрос был обсужден на последнем заседании правительства.

Туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул «международное значение проекта по строительству трансконтинентальной железной дороги «Север-Юг», которая предназначена быть надежным транспортным коридором между странами Евразийского континента».

В начале мая 2010 года газета «Iran Daily» в своем материале под названием «Iran-Turkmen-Kazakh Railroad to Open in 2011» со ссылкой на информационное агентство «Mehr News Agency» писала о заявлениях казахстанского министра транспорта и коммуникаций Абельгазы Кусаинова. Он сделал их в ходе совместной с иранским министром иностранных дел Манучехром Моттаки пресс-конференции в конце 11-ой встречи совместной экономической комиссии двух стран в Тегеране. А.Кусаинов в частности заявил о том, что железная дорога Иран-Туркменистан-Казахстан в 2011 году должна стать действующей.

Сейчас официальный Ашхабад заявляет о том, что она готовится к сдаче в эксплуатацию туркменского участка этой международной транспортной линии.

Первоначальный договор о строительстве железной дороги, о которой ведется речь, был подписан туркменским и казахским президентом в мае 2007 года.

Окончательное же соглашение было оформлено Ираном, Туркменистаном и Казахстаном по ходу саммита прикаспийских стран в сентябре 2007 года. Железная дорога, согласно проекту, должна будет протянуться на 686 километров, Из них 470, как говорят, придутся на долю Туркменистана, 70 – Ирана, порядка 146 – Казахстана. То есть самый протяженный участок должны была быть проложена по туркменской территории. Сейчас Ашхабад заявляет, что Туркменистан готовится ввести его в действие.

По состоянию на 1 апреля 2009 года, как сообщала в свое время «Zawya» со ссылкой на «Iran Daily», около 150 из 470 километров железнодорожного пути, который приходится на туркменский участок, было уже завершено. Сейчас туркмены со своей задачей, надо полагать, практически полностью справились, раз уж они делают соответствующие заявления. Казахстан же аналогичное строительство начал, получается, только летом 2009 года.

Для нашей страны реализация этого начинания, по сути, означает «прорубание окна» на Средний Восток. Осуществляется то, что появилось в планах в конце еще позапрошлого столетия. Надо уточнить – тогда это были планы, касавшиеся двух величайших империи того времени. Великобритании и России. Как это происходило?

Свыше ста лет назад в той же части Туркменистана, где сейчас затевается названный проект, но в перпендикулярном направлении впервые во всей Центральной Азии была проложена железная дорога. Она связала станцию Узун-Ада, рядом с которой впоследствии сформировался советский порт Красноводск, с Самаркандом. Позже – и с Ташкентом. Потом по этому маршруту стало курсировать пассажирское и грузовое сообщение, связанное через Каспий паромом с Баку. А через Баку – с центральными регионами тогдашней России и Европой.

Когда такой маршрут сделался реальностью, англичане стали носиться с проектом соединения своих железных дорог в Индии и на Среднем и Ближнем Востоке через Туркестан или нынешнюю Центральную Азию.

Он-то как раз предполагал прокладку «железки» в перпендикулярном по отношению к линии Узун-Ада - Ташкент направлении. То есть – в общих чертах предполагался тот же маршрут, который сейчас, уже в начале XXI века, лидеры Ирана, Туркменистана и Казахстана наметили для того, чтобы была по нему проложена новая железная дорога.

Тогда это не удалось в силу политических причин. Британцы и россияне не смогли договориться. И теперь бы все не дошло до дела в силу сопряженности использования такого маршрута с большими трудностями, связанными с противоречиями между Западом, чьи компании активно работают в ключевых сферах экономик новых независимых прикаспийских стран, и Ираном. Но, видимо, такие преграды преодолены или уже не составляют непреодолимых препятствий.

И тут, видимо, большую роль сыграл и продолжает играть Китай, самым серьезным образом взявшийся за возрождение трансконтинентального грузового маршрута по типу существовавшего прежде Великого Шелкового пути и поспособствовавший привлечению к реализации такого большого и общего проекта громадных инвестиций в объеме порядка трех десятков миллиардов долларов. При этом он заручился поддержкой самых серьезных международных финансовых институтов.

А самое главное – это то, что китайцам есть, что возить при появлении общего непрерывного трансконтинентального маршрута, в качестве одной из частей которого можно, видимо, рассматривать затеваемый сейчас названными тремя прикаспийскими странами проект.

Если он получится, Казахстан впервые за новую историю сможет получить сухопутный и железнодорожный доступ, да еще кратчайший, к Среднему Востоку. Это сродни прорубанию окна в этот важнейший в системе международного товарообмена регион.

До недавнего времени было не совсем ясно, как же официальная Москва может отнестись к такой затее со стороны Казахстана и Туркменистана. Потому что транзит экспортных грузов из Центральной Азии в третьи страны по железнодорожным маршрутам той же компании РЖД («Российских железных дорог»), в том числе и из нашей страны, приносит немалые выгоды России. И она, естественно, была бы заинтересована в сохранении такого положения. Но, с другой стороны, Китай явно хочет обзавестись такими надежными сухопутными транспортными связями со Средним и Ближним Востоком, что лучше всего было бы возможно наладить через Центральную Азию и Иран. И Россия, видимо, готова отнестись к такому желанию Поднебесной с пониманием.

Кайрат АМРЕЕВ

511 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы