• Бизнес & Қоғам
  • 12 Шілде, 2012

Дополнительная форма социальной защиты

Одним из важных показателей конкурентоспособности государства является динамичное развитие страны с высокими стандартами жизни. В связи с чем, стратегической целью развития общества в большинстве стран декларируется реализация основных прав граждан и уменьшение социального неравенства. В соответствии с новой повесткой дня казахстанского развития, определенной в выступлении Главы государства Н.А.Назарбаева  на торжественном собрании, посвященной 20-летию Независимости РК 15.12.2011 года является построение справедливой системы  социальной защиты.

С учетом цикличности развития экономики, уровень социального обеспечения на каждом этапе развития страны определялся ее экономическими и финансовыми возможностями. Построение в Казахстане многоуровневой системы социальной защиты населенияс распределением ответственности между государством, работодателем и работником было предусмотрено Концепцией социальной защиты населения Республики Казахстан 2001 года. Концепция была разработана с учетом следующих международных основных принципов социально–ориентированной рыночной экономики:

ü  принцип главенства права;

ü  принцип социальной справедливости;

ü  принцип полной занятости трудоспособного населения;

ü  принцип социального партнерства (государство, работодатель и работник).

Одним из уровней социального обеспечения, построенного за годы Независимости Казахстана стало обязательное социальное страхование, введенное с 2005 года. Разработана законодательная база обязательного социального страхования, как  дополнительной формы социальной защиты работающего населения и регламентирующая деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере.

Исследования международных организаций подтвердили, что социальное страхование и другие системы всеобщего социального обеспечения являются самыми мощными инструментами борьбы с нищетой и повышения экономической продуктивности, а также социально-экономического развития в целом.

Из опыта развитых стран следует отметить, что наличие сбалансированных систем социального обеспечения, в том числесоциального страхования как базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста.

В Европе существуют три типа моделей обязательного социального страхования, которые различаются принципами создания материальной базы.

Модель Бевериджа распространена в Великобритании, Ирландии и некоторых других странах Северной Европы. Здесь финансирование идет через налоговую систему, поэтому бюджет социального страхования напрямую зависит от формирования государственного бюджета.

Модель частного страхования в основном распространена в Бельгии, Финляндии и Португалии. Здесь обязательное социальное страхование строится исключительно на коммерческой деятельности частных страховых компаний.

Модель Бисмарка используется в Германии, Австрии, Люксембурге, Франции, Италии. Она простроена на основе принципа сбора страховых взносов, установленных в соответствии со страховыми тарифами. Эта модель сочетает принципы и государственной и частной форм социальной защиты.

Ярким проявлением использования этой модели в Германии является применение следующих принципов социального страхования

ü  независимость бюджета страховых товариществ от государственного финансирования;

ü  организационная самостоятельность отдельных страховых товариществ;

ü  самоуправляемость и постоянный взаимоконтроль работодателей и работников на всех уровнях;

ü  расширение поля деятельности, включение в сферу интересов не только компенсации, но и реабилитации и профилактики.

Следует отметить, что именно модель Бисмарка наиболее близка традиционному построению и развитию системы обязательного социального страхования в Казахстане, как дополнительной формы социальной защиты работающих граждан при наступлении социальных рисков.

Одним из основных принципов социального страхования является ограниченная солидарность участия, т.е. обязательные социальные отчисления (страховые взносы), уплачиваются работодателями за наемных работников исходя из размера ежемесячного дохода, но получателями социальных выплат из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС) являются только те работники, у которых наступил случай социального риска.

С 1 января 2005 года из ГФСС осуществляются социальные выплаты на случай:

- утраты трудоспособности;

 - потери кормильца;

 - потери работы.

С 1 января 2008 года в рамках Послания Главы государства народу Казахстана 2007 года «Новый Казахстан в новом мире!» были введены социальные выплаты на случай потери дохода:

      - в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорождённого ребёнка (детей);

        - в связи с уходом за ребёнком до достижения им возраста одного года.

За 2005-2011 годы основную долю 185,1 млрд.тенге(93%) социальных выплат из ГФСС составили социальные выплаты в поддержку материнства и детства новорожденогоребенка (диаграмма 1).

Диаграмма 1

 

 

Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании»установлен максимальный размер дохода для исчисления социальных отчислений на уровне 10-кратного размера минимальной заработной платы (МЗП).  Вместе с тем, следует отметить, чтоза 98,4% работающего населения ежемесячные социальные отчисления в течение 2011 года уплачены от доходов до 10 МЗП (диаграмма 2).

Диаграмма 2

 

 

Согласно информации Агентства РК по статистике размер среднемесячной заработной платы по республике за 2011 год составил 90 028 тенге, что составляет 5,6-кратный размер МЗП.  В пределах средней заработной платы доходы получают 85,5 % работающего населения.

Хотелось бы также вновь напомнить, что подавляющее большинство застрахованных работников получают сегодня заработную плату в пределах 10 МЗП. Соответственно основная масса участников системы обязательного социального страхования при наступлении социальных рисков получают адекватную социальную выплату из ГФСС.

Из международной практики социального страхования следует отметить, что устанавливаются ограничение как на доходы работников, с которых производятся страховые взносы, так и на размер страховых выплат. Например, в Германии, Великобритании и Российской Федерации установлены подобные ограничения. Данные меры предпринимаются для обеспечения адекватности страховых выплат внесенным страховым взносам.

Таким образом, во многих государствах социальное страхование обеспечивается в пределах среднемесячной заработной платы по экономике, так как в социальном страховании нет необходимости гарантировать возмещение высоких доходов при наступлении социальных рисков.В связи с чем, небольшая часть работающих граждан с существенно более высоким уровнем зарплат получают страховую выплату на общих основаниях в пределах внесенных страховых взносов. Если они считают, что объемы и качество социально-страховой защиты для них недостаточны,  тогдаесть немало путей и способов их повысить, используя иные возможности. Это  к примеру, добровольное страхование жизни и здоровья через частные страховые компании. Следует отметить, что сегодня в Казахстане это достаточно развитые формы страховой деятельности. И здесь, как говорится, было бы у человека желание и возможности. 

Сегодня все люди грамотные и хорошо понимают, что в рыночных условиях без полноценного социального страхования, учитывающего общепризнанные принципы страхования и социальной справедливости невозможно обеспечить достаточно эффективный уровень социальной защиты работников и общества в целом.

Обязательное социальное страхование в Казахстане органично взаимосвязана с первым уровнем социального обеспечения – государственным базовым социальным обеспечением. Например, при наступлении таких страховых рисков, как утрата трудоспособности или потеря кормильца работник или члены его семьи имеют право на получение государственного пособия из бюджета и социальных выплат из ГФСС. В случае заключения работодателем договора обязательного страхования работника  от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, также выплачиваются страховые выплаты из частных страховых компаний.

В условиях мирового финансового кризиса, когда во многих странах сокращали расходы на социальное обеспечение, в Казахстане пенсии, пособия из государственного бюджета и социальные выплаты из ГФСС выплачивались своевременно. При этом, размеры указанных выплат повышались в рамках ежегодных Посланий Главы государства народу Казахстана. Например, социальные выплаты по утрате трудоспособности и потери кормильца из ГФСС повышены  в 2010 г. – на 9% и в 2011 г. – на 7%, в 2012 году – 7%.

Вместе с тем, размеры государственных базовых социальных пособий по инвалидности и по потере кормильца растут вследствие ежегодного роста размера прожиточного минимума, являющегося базой для исчисления этих видов пособий.

Состояние матери и ребенка является одним из главных ценностей в развитии общества и обеспечения социальной стабильности. В связи с чем, совместная работа государства и работодателя показывает важность и эффективность этой работы. Обязательное социальное страхование материнства и детства имеет цель обеспечить  нормальные условия существования еще не рожденного,  новорожденногоребенка  и  его матери. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства, в конечном счете, влияет на рост рождаемости и улучшения демографической ситуации страны.

Важное значение, также, придается законопослушности и ответственности работодателей, т.е. вопросам своевременного и полного перечисления ежемесячных социальных отчислений за наемных работников.В настоящее время, на практике имеются факты, когда из-за неполного перечисления социальных отчислений работодателями социальные выплаты получателям назначены в низком размере. В связи с чем, в коллективных договорах и в других нормативных-правовых актах должна быть предусмотрена ответственность работодателя по возмещению недополученной суммы социальных выплат из ГФСС. Такая практика, применяется в Великобритании и Германии. 

Социальная сфера является одной из ключевых в жизни общества, и поэтому ориентация на социальную защищенность граждан стала особенностью современного государства. В настоящее время, осуществление сбалансированных мероприятий для достижения  государственных целей устойчивости обязательного социального страхования и  соответствующей эффективности используемых ресурсов с учетом  общеизвестных  мировых базовых принципов социального страхования является главным приоритетом стратегического курса деятельности ГФСС.

В целом, социально-экономические программы принятые в рамках ежегодных Посланий Главы государства, Лидера Нации народу Казахстана направлены прежде всего на улучшение благосостояния населения и нацелены  на укрепление социальной стабильностив стране, совершенствования системы социальной защиты населения, в том числе обязательного социального страхования.

Алмас Курманов

506 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы