• Бизнес & Қоғам
  • 13 Қыркүйек, 2012

Общие методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности

 Под инвестиционной привлекательностью предприятия (ор­ганизации) понимается обобщенная характеристика с точки зре­ния перспективности, выгодности, эффективности и минимиза­ции риска вложения инвестиций в его развитие за счет собствен­ных средств и средств других инвесторов [1].

Инвестиционную привлекательность предприятия (органи­зации) характеризуют следующие факторы:

- показатели эффективности работы предприятия в динамике;

- показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия в динамике;

- перспективы развития предприятия и возможности сбыта продукции;

- репутация предприятия (имидж) на внутреннем и междуна­родном рынке;

- рыночный курс акций предприятия;

- величина чистой прибыли, приходящаяся на одну акцию, и др. [2].

Методика оценки инвестиционной привлекательности основана на способах и приемах финансового анализа. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия производится на основе оценки финансового положения предприятия.  Эта оценка необходима:

1) инвесторам, которым необходимо принять решение о формировании портфеля ценных бумаг;

2) кредиторам, которые должны быть уверены, что им заплатят;

3) аудиторам, которым необходимо распознавать финансовые хитрости своих клиентов;

4) финансовым руководителям, которые хотят реально оценивать деятельность и финансовое состояние своей фирмы;

5) руководителям маркетинговых отделов, которые хотят создать стратегию продвижения товара на рынки.

Для оценки инвестиционной привлекательности могут быть использованы различные финансовые коэффициенты. Эти показатели могут использоваться для выявления динамики и тенденций показателей, а также для сравнения с планируемыми и сопоставления с эталонными показателями [3].

Обычно их состав определяется исходя из целей и глубины анализа финансового состояния.

- Коэффициент рентабельности продаж ( ) демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Главный и наиболее часто упоминаемый показатель рентабельности. Этот коэффициент показывает, какую сумму операционной прибыли получает предприятие с каждого тенге проданной продукции. Иными словами, сколько остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также оценивает долю себестоимости в продажах и определяется по формуле (2):

 

  (2)

 

- Коэффициент рентабельности собственного капитала ( ) - главный показатель для стратегических инвесторов. Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в акции других предприятий. Под собственным капиталом обычно понимается сумма акционерного капитала и резервов, образованных из прибыли предприятия. Показатель рентабельности собственного капитала также характеризует эффективность работы менеджеров компании-эмитента и определяется по формуле (3):

 

  (3)

 

- Коэффициент рентабельности активов (ROA) предприятия позволяет определить эффективность использования активов предприятия. Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица активов и рассчитывается по формуле (4):

 

  (4)
   

Показатели ликвидности характеризуют способность предприятия быстро погашать собственные краткосрочные долговые обязательства перед кредиторами предприятия. Это:

- Коэффициент абсолютной ликвидности ( ), показывающий какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде высоколиквидных ценных бумаг и депозитов, т.е. абсолютно ликвидных активов предприятия. Этот показатель позволяет определить, имеются ли у предприятия ресурсы, способные удовлетворить требования кредиторов в критической ситуации и вычисляется по формуле (5):

  (5)

- Коэффициент срочной ликвидности ( ) представляет собой отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений) к краткосрочным обязательствам. При снижении коэффициента срочной ликвидности предприятие может столкнуться с временным дефицитом ликвидных средств, однако эта проблема может быть разрешена, в том случае если предприятие имеет кредитную линию в кредитных учреждениях или высокий кредитный рейтинг, позволяющий выгодно продать собственные облигации на финансовом рынке.

 

  (6)

 

- Коэффициент текущей ликвидности показывает ( ), в какой степени предприятие способно расплатиться по краткосрочным обязательствам текущими активами. Анализ ликвидности позволяет оценить, в какой степени предприятие в состоянии покрывать свои текущие долги, каков уровень надежности этого покрытия, возможно ли дополнительное привлечение краткосрочных обязательств без критического ухудшения ликвидности. Показатели ликвидности являются ограничивающим фактором для эффективности предприятия. Рост эффективности деятельности компании часто происходит при снижении общего уровня ликвидности, и  наоборот.

 

  (7)

 

- Чистый оборотный капитал ( ) необходим предприятию для поддержания финансовой устойчивости, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности.

Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности от ее масштабов, объемов реализации, скорости оборачиваемости материальных запасов и дебиторской задолженности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременно погасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия.

 

  (8)

 

Показатели финансовой устойчивости отражают соотношение собственных и заемных средств в источниках финансирования компании, т.е. характеризуют степень финансовой независимости компании от кредиторов. Это:

- Коэффициент финансовой независимости ( ) характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании и тем выше риск неплатежеспособности.

Считается, что в предприятие с высокой долей собственного капитала инвесторы, и особенно кредиторы, вкладывают средства более охотно, поскольку оно с большей вероятностью может погасить долги за счет собственных средств.

Кроме того, компании с высокой долей привлеченных средств, как правило, должны производить значительные выплаты по процентам, и соответственно средств, остающихся для обеспечения выплат дивидендов и создания резервов будет меньше. Данный показатель определяется по формуле (9):

  (9)

 

- Коэффициент оборачиваемости основных средств ( ) характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в его распоряжении основных средств. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно предприятие использует основные средства. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений, или о неэффективной технологии производства. Данный показатель рассчитывается по формуле (10):

 

  (10)

 

- Коэффициент оборачиваемости активов ( ) характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Данный коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли и рассчитывается по формуле (11):

 

  (11)

 

Таким образом, мы привели ряд коэффициентов, характеризующих эффективность использования финансовых ресурсов предприятия и дающие оценку инвестиционной привлекательности. Их перечень можно дополнить ещё целым рядом показателей в зависимости от их принадлежности к той или иной группе показателей по классификационным признакам.

 

Литература

  1. Коссов В.В. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. - М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000.
  2.  Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Учебный курс.- Киев: Эльга-Н.Ника-Центр, 2001.-143
  3. Савчук В. П. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Киев. 2000.- 315с.

 

 

Резюме

            В статье рассмотрены методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия. Автором приведены ряд показателей, характеризующих эффективность использования финансовых ресурсов предприятия и дающие оценку инвестиционной привлекательности.

Аида КОЙШЫБАЕВА, магистрант

676 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Сіздің электронды пошта жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Қуантайұлы Нұржан

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редакторы