• Өндіріс
  • 23 Тамыз, 2019

Евросоюз – крупнейший импортер нефти из Казахстана

По итогам 2018 года, 75% процентов казахстанского нефтяного экспорта ушло потребителям по маршруту Тенгиз–Новороссийск. КТК – при его пропускной способности в 67 миллионов тонн – транспортировал из РК на международный рынок 54,3 миллиона тонн нефти. Наибольшие объемы углеводородного сырья в трубопроводную систему Тенгиз – Новороссийск поступили с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган – 28,7 миллиона тонн, 10,3 миллиона тонн и 13,2 миллиона тонн нефти, соответственно. Остальной объем (67 миллиона тонн - 54,3 миллиона тонн = 12,7 миллиона тонн) восполняется, главным образом за счет российских поставщиков. Основные покупатели казахстанской нефти – это страны ЕС. В десятке крупнейших ее потребителей всего 3 неевропейской страны – Южная Корея, Япония и Индия. Но их доли мизерные – 3,3%, 1,4% и 2,0%. То есть из этого объема на долю стран ЕС выпадает 93,3%. Получается, трубопровод КТК, следующий в сторону Европы, функционирует почти на пределе своей пропускной способности. Следовательно, казахстанским экспортерам надо срочно заняться налаживанием поставок по другим (до сих пор не использовавшимся или слабо использовавшимся) маршрутам. По сути, выбор совсем не богат. Остается только маршрут БТД (трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан). Но для того, чтобы прибегать к его услугам, надо сначала доставлять нефть в терминал, который находится в Баку. Более десяти лет назад, в начале 2008 года «Тенгизшевройл», «Казмунайгаз» и Agip KCO (оператор месторождения Кашаган) достигли соглашения о создании Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) с начальной пропускной способностью 25 миллионов тонн. Этот проект должен был включать в себя трубопровод Ескене-Курык протяженностью порядка 770 километров и систему танкерных поставок из порта Курыка в Баку. И далее казахстанскую нефть предполагалось пускать по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Видимо, сейчас придется вновь обратиться к этому проекту. Но обеспечение трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан дополнительной загрузкой куда меньше отвечает интересам РК, чем в случае с трубопроводом Тенгиз–Новороссийск. Потому что в консорциуме БТД нет казахстанской доли, а в консорциуме КТК – есть. Это – во-первых. А во-вторых, доставка нефти отсюда до порта потребителя по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан предполагает 3 перевалки (в Курыке или Актау, Баку и Джейхане), а по трубопроводу Тенгиз – Новороссийск – всего 1 перевалку (в Новороссийске). Соответственно, доставка в первом случае будет обходиться куда дороже, чем во втором случае.

Ахас ТАЖУТОВ

1601 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы