• Өндіріс
  • 05 Желтоқсан, 2019

Казахстан как новая реальность на рынке энергоносителей

Наша страна в контексте международного нефтегазового бизнеса приобретает все более и более весомую роль. Зона Каспийского моря обрела значение новой «нефтяной провинции». Казахстан же в ее рамках уже давно выдвинулся на позицию страны, добывающей и экспортирующей наибольшие объемы нефти. В качестве же производителя и экспортера газа столь же громко о себе страна еще не заявила. Но сделать это она, судя по всему, будет в состоянии в скором времени.

По данным экспертов компании British Petroleum, в Казахстане подтвержденные запасы нефти составляют 30,0 миллиардов баррелей или 3,9 миллиарда тонн. А природного газа – 1,000 триллион кубометров. Такие данные приводятся в отчете BP Statistical Review of World Energy 2019. По оценкам же US EIA, в Казахстане запасы природного газа составляют 2,407 триллиона кубометров, и наша страна по этой части в Каспийском регионе уступает лишь Туркменистану (24,300 триллиона кубометров) и значительно опережает Узбекистан (1,841 триллиона кубометров) и Азербайджан (991,000 миллиард кубометров). Что же касается статистических данных по запасам нефти в РК, они у компании British Petroleum и US EIA совпадают и сводятся к показателю 30,0 миллиардов баррелей. Примечательно то, что газовые перспективы страны представляются примерно такими же, какими кажутся ее нефтяные перспективы. При этом в мире Казахстан известен своей нефтью куда больше, чем газом. Оно и понятно. Производство газа для инвестиций не столь привлекательно, сколь может быть привлекательно производство нефти. Да, оба этих вида углеводородного сырья из Казахстана могут вывозиться на экспорт по трубопроводам. Но в случае с газом у его казахстанских производителей до недавнего времени, то есть до тех пор, пока не были проложены газопроводы в направлении Китая, выбор был очень небольшой. То есть - лишь транзит через Россию по системе «Газпрома» на его монопольных условиях. Природный газ в том виде, в каком он добывается, не повезешь, скажем, через Каспий в танкерах и в вагонах-цистернах по железной дороге через Закавказье. Для этого понадобилось бы сжижать его. Но это сложная и, что самое главное, чрезвычайно затратная технология. В тех географических условиях, в которых находится Казахстан, ее внедрение будет не оправданно. Во всяком случае - в обозримом будущем. Поэтому нет, наверное, ничего удивительного в том, что до недавнего времени в Центральной Азии позицию основных производителей и поставщиков природного газа за пределы региона сохраняли за собой, как и в советское время, Туркменистан и Узбекистан. И в том, что Казахстан, несмотря на то, что ему удалось привлечь в свой энергетический сектор большие инвестиции, в этом направлении продолжал занимать весьма скромное положение (смотреть таблицу I).

Правда, ближе к середине прошлого десятилетия ситуация стала меняться. Поворотным пунктом явился 2004 год. Тогда Казахстан впервые стал нетто-экспортером газа. Но поныне Казахстан, невзирая на свое высокое 15-ое место в ряду государств, обладающих крупнейшими в мире запасами природного газа, в сфере добычи «голубого топлива» и его поставок на мировой энергетический рынок проявляет себя довольно скромно. Он с показателем в 24,4 миллиарда кубометров все еще не входит в число 15 крупнейших производителей, тогда как Туркмения и Узбекистан в этом списке по итогам прошлого 2018 года заняли соответственно 10-ое (61,5 млрд. кубометров) и 14-ое (56,6 млрд.) места. Не числится Казахстан и в ряду 15 крупнейших экспортеров газа. Правда, статистические данные British Petroleum и US EIA расходятся со статистическими данными самой РК. Согласно отечественной статистике, Казахстан в 2017 году добыл 53 миллиарда кубометров газа. Из них порядка 22 миллиарда были потреблены самими производителями, на внутренний рынок ушли 13,8 миллиарда, а оставшиеся 17,2 миллиарда кубометров отправлены на экспорт. Объем добычи газа за 10 месяцев текущего года в стране, по данным министерства энергетики, составил 46,3 миллиарда кубометров с ростом на 1,5% к аналогичному периоду 2018 года, экспорт газа составил 15,3 миллиарда кубометров, или 91,1% к аналогичному периоду 2018 года. Это немного. Для сравнения: в прошлом году российские компании «Газпром», «Ямал СПГ» и «Сахалин Энерджи» экспортировали за границу 225 миллиардов кубометров. Совсем другая картина складывается в случае с казахстанской нефтью. Судя по некоторым данным, в стране общие (подтвержденные и прогнозные) запасы сырья, имеющие отношение к основным нефтяным месторождениям и проектам по их освоению, составляют от 59 млрд. 549,8 млн. (минимум) до 72 млрд. 749,8 млн. (максимум) баррелей. Другими словами, это – от 8 млрд.823,1 млн. до 9 млрд. 951,7 тонн нефти. Стран, имеющих столь большие потенциальные нефтяные резервы, в мире не так уж много. В зоне Каспийского моря Казахстан является тем государством, где сосредоточены наибольшие запасы «черного золота». В 2018 году, по предваритель-ным данным, в этом регионе производство нефти в среднесуточном измерении составило 3,100 млн. баррелей в сутки (б/с). В том числе один только Казахстан производил 1,927 млн. б/с. Иными словами, Казахстан уже сейчас по добыче нефти опережает, такие страны, как Венесуэла и Норвегия, еще недавно считавшиеся крупнейшими нефтедобывающими странами. Впрочем, уже в настоящее время наша страна дает 2,0 процента мирового производства «черного золота». Еще к концу 2018 года в ряду крупнейших в мире стран-производителей нефти Казахстан вышел (по тем данным, которыми мы располагаем) на 13- место, а среди крупнейших стран-экспортеров этого сырья – на 10 место (смотреть таблицу II).

На первый взгляд, это – не очень-то высокое достижение. Но если учесть то, что в 1997-1998 г.г. (то есть за год-два до того, как в 1999 году выйти на уровень порядка 0,6 миллиона б/с, оказавшийся наивысшим за все 100 лет производства нефти в республике достижением) страна находилась в конце третьего десятка в аналогичном перечне, получится иначе. Тогда такой показатель можно рассматривать и как результат значительного укрепления Казахстаном своей позиции в соответствующем мировом табеле о рангах. В Казахстане же добыча нефти в 1999-2004 г.г. ежегодно увеличивалась в среднем на 15 процентов. Так, в 2003 году среднесуточный показатель производства сложился на уровне 1 млн. баррелей, а экспорта – 865 тыс. баррелей. В 2004-м – соответственно на уровне 1,2 млн. и 1,03 млн. баррелей. А в 2018 году, то есть спустя 15 лет, - на уровне 1,8 миллиона и 1,2 млн. баррелей. Впрочем, в скором времени темпы роста производства в стране снова могут резко увеличиться. Потому что запасы уже открытых и осваиваемых месторождений нефти и газа - колоссальные. Деньги, которые вкладываются в это дело, - тоже очень большие. И тут возникает вопрос: а кто конкретно осваивает крупнейшие месторождения нефти в Казахстане? Ответ лежит на поверхности: большая часть нефтяных запасов Казахстана осваивается частными компаниями и государственными корпорациями из-за рубежа. Возьмем, к примеру, три наших крупнейших месторождения. Это – Тенгиз (9 миллиардов баррелей), Карачаганак (2,3-6 миллиардов баррелей) и Кашаган (9-13 миллиардов баррелей). Их общие запасы составляют от 20,3 млрд. до 24 млрд. баррелей. Другими словами, в этих месторождениях сосредоточена треть общего объема нефти, имеющей отношение к трем десяткам крупнейших проектов. Они являются главным достоянием не только нефтяной промышленности Казахстана, но и всей экономики страны. Потому что речь идет об открытых и доказанных запасах. Доля Казахстана в ТОО «Тенгизшевройл» составляет 20 процентов. В консорциуме, осваивающем Кашаган, - 16,877 процента. В акционерном капитале консорциума «Карачаганак Интегрейтед Органайзейшн» (KIO) доля Казахстана составляет 10 процентов. Одним словом, нефтегазо-добывающая отрасль продолжает оставаться основным локомотивом развития страны.

Кайрат АМРЕЕВ

456 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы