• Өндіріс
  • 28 Мамыр, 2020

Выбор направлений выхода на рынки – стратегический вопрос

(Окончание.

Начало в предыдущем номере)

 Эти обстоятельства сделали невозможным использование трансконтинентальных торговых путей в прежнем объеме. А самое главное, начиная с этого времени, они стали стремительно терять свое значение доминанты связей между наиболее развитыми на то время частями света. Вместе с тем перед Западной Европой, лучше узнавшей Азию за годы крестовых походов, со всей остротой стал вопрос безопасного и более или менее регулярного сообщения с Востоком. Это и привело к открытию и налаживанию морских путей.

Таким образом, инициатива перешла в руки сугубо морских держав, имеющих выход к Атлантическому океану, – Испании, Португалии, Англии, Голландии и Франции. Они быстро нашли водные пути ко всем частям света, и нужда в трансконтинентальных торговых маршрутах отпала. С этого времени центр тяжести в мировом экономическом развитии переместился на прибрежные районы, а обширные внутриконтинентальные регионы пришли в упадок и запустение. Злободневность этой реальности поныне ощущается. Достаточно взглянуть на политическую карту мира.

Из имеющихся сейчас двух сотен государств лишь около двадцати, то есть только десятая часть, не имеют выхода к морю. Это говорит о том, что политическая карта нашего времени формируется под  большим влиянием географических условий. А вот распад социалистического лагеря был во многом спровоцирован идеологическими мотивами. И что же?! Количество сугубо сухопутных государств в мире увеличилось едва ли не вдвое из-за распада СССР, Югославии и Чехословакии.

В Азии к таким прозябающим в бесперспективности странам, как Афганистан, Непал, Бутан и Лаос, присоединились пять новых среднеазиатских государств, еще дальше отстоящих от мирового океана. Что бы сразу после распада Советского Союза в Казахстане ни говорили о Великом шелковом пути, на то время это были бы разговоры о прошлом. Ему уже не вернуть прежнего значения. Нам надо найти в себе мужество признать, что у нашей страны при ее нынешнем геополитическом положении маловато шансов сделаться сколько-нибудь важным посредническим звеном в цепи потоков международного товарообмена. Наше срединное положение, представлявшееся чрезвычайно выгодным еще шесть столетий назад, при нынешней реальности смотрится не очень выигрышным. Вот посудите сами.

На крайнем Западе от нас – высокоразвитые страны Западной Европы. От них до нас нисходящая градация, обозначающая все меньшую и меньшую развитость. Такая же картина к востоку, где в начале цепочки – Япония, в промежутке – новые индустриальные государства (НИС) и Китай, а в конце - мы. Других путей на просторы мирового рынка у нас нет. Во всяком случае, пока. И в том, и в другом случае Казахстан занимает положение замыкающего. Мы - как бы на острие перевернутого равнобедренного треугольника. И в последнее время начинаем все больше и больше ощущать все «прелести» такого положения. Какую бы страну, лежащую западнее или восточнее нас, ни возьми, она, когда заходит речь о перспективах ее отношений с Казахстаном, заявляет о планах завалить наш рынок своим ширпотребом. И при этом, насколько можно судить по результатам анализа большого количества самых разных выступлений, она же и в мыслях не допускает возможности проникновения нашей готовой продукции в больших объемах на ее рынок.

Конечно, мы можем заявлять, что имеем право и должны участвовать на равных условиях с другими в международном разделении труда и обеспечении товарообмена между странами разных регионов. И это будет звучать справедливо. Но вряд ли от этого изменится реальное положение вещей.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА – НОВЫЕ НАДЕЖДЫ

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Пять веков назад Центральная Азия выпустила из рук инициативу и быстро откатилась на задворки мировой арены. Но история дает ей другой шанс – теперь уже в виде богатых природных ресурсов, нужда в которых по-настоящему открылась лишь в XX веке. А политические и экономические преобразования последних десятилетий позволили региону с его насыщенными энергоносителями недрами вновь обрести стратегическое в мировом масштабе значение. Особую важность в связи с этим приобретает наша страна и Туркменистан. В свое время представитель Госдепартамента Клиффорд Дж. Бонд, выступая на заседании подкомитета по Среднему Востоку и Южной Азии в составе комитета по международным делам палаты представителей США, заявил так: «Энергетическое развитие ключ к будущим перспективам, по меньшей мере, двух государств Центральной Азии. Казахстан вполне может стать одним из пяти крупнейших в мире производителей нефти к 2010 году, а Туркменистан располагает мирового класса месторождениями природного газа» («Kazakhstan could become leading oil producer by 2010», Washington File). Вот она, возможность. Возможность, рациональное использование которой позволит нам не только выжить, но и занять достойное место в сообществе стран и народов.

Прошлого не вернуть. Но из его опыта надо извлекать уроки. Раньше Восток провозил через наш регион то, в чем нуждались на Западе, а Запад – то, в чем нуждались на Востоке. Теперь уже у нас есть то, что нужно как на Западе, так и на Востоке, – углеводородное сырье. Раньше наши предки рвались получить выигрыш на посредничестве. Теперь стремятся играть такую роль и получить такую выгоду те страны, которые расположены к западу и востоку от нас. Неизменным остае­тся один только старый, как мир, императив: обеспечение надежности и безопасности транспортных маршрутов. Причем в настоящее время этот вопрос представляется неизмеримо более значительным, чем рань­ше. И дело тут не в разнице объемов транс­пор­­тировки тогда и теперь. На строи­тельство трубопроводов уходят миллиарды долларов и долгие годы. И если после всего того окажется, что их эксплуатация не может осуществляться в режиме полной безопасности, – это катастрофа.

Хотя количество трубопроводов может быть столько, сколько нужно в зависимости от действительной потребности и реальных возможностей, направлений выхода казахстанской нефти на международные рынки может быть, как и частей света, только 4: северное (Российское), западное (Закавказское), южное (Афгано-Пакистанское или иранское) и восточное (Китайское).

 СЕВЕРНОЕ (РОССИЙСКОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ

Российское направление не только самое реальное с точки зрения ближайших перспектив, но и самая настоящая реальность именно сейчас. Ведь с того момента, как Казахстан стал самостоятельным субъектом международной торговли углеводородным сырьем, он почти всецело зависит в вопросе экспорта (вывоз по временной комбинированной схеме через Закавказье, а также через Иран по методу swap не в счет) его нефти по трубопроводам от Москвы. В 2019 году 95% казахстанского экспорта нефти доставлено на международный рынок через Россию.

А у нее к нарастанию объемов вывоза энергоносителей из Казахстана отношение весьма непростое. Объемы ее экспорта были бы и того больше, если бы они не ограничивались западными санкциями и возможностями действующих трубопроводов.

ЮЖНОЕ (АФГАНО-ПАКИСТАНСКОЕ ИЛИ ИРАНСКОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ

Реализация проектов в иранском направлении сопряжено сейчас с большими трудностями, связанными с противоречиями между Западом, чьи компании активно работают в сфере нефтегазового бизнеса новых независимых прикаспийских стран, и Ираном.

Что же касается маршрута через Афганистан и Пакистан, он сейчас, особенно в свете последних событий, представляется очень перспективным. И вот почему.

Индийский океан – ближе всех открытых морей к Центральной Азии. Вернее, Персидский залив и Аравийское море. Причем в направлении Афганистана и Пакистана мог бы быть проложен очень короткий путь через афганский Герат и Кандагар к пакистанскому Шаману и Кветте. Автомобильная дорога по этому маршруту уже есть. Если бы удалось связать участок Кушка – Чаман железной дорогой, республики Центральной Азии получили бы через Кветту надежный выход к глубоководному порту Карачи, а оттуда – кратчайший путь к наиболее ди­­на­мично развивающейся части света, Юго-Восточной Азии. Прокладка рельсов по этому маршруту уже позволила бы экспортерам энергоносителей из нашего региона начинать вывозить в южном направлении углеводородное сырье. Расстояние между Кушкой и Чаманом не больше, чем между отдельными регионами Казахстана. От Чамана до Карачи есть действующая железная дорога длиной всего 800 км., что примерно равно расстоянию между Актобе и Кызылордой – центрами двух наших соседних областей. По этому маршруту можно было бы проложить и трубопроводы.

ЗАПАДНОЕ (ЗАКАВКАЗСКОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ

Западное направление наиболее трудоемкое, потому как от Закавказья Казахстан отделяет Каспийское море. Это фактор повышает стоимость транспортировки. Но если иметь в виду традиционное умение грузин и азербайджанцев мирно уживаться друг с другом, а также достаточно бесконфликтные межгосударственные отношения Грузии и Азербайджана, это направление представляется достаточно безопасным.

Сомнения в надежности и безопасности этого маршрута в большей степени связаны с дальнейшим путем этого направления. Отрезок Западная Грузия - турецкий порт Джейхан проходит неподалеку от мест, где в недавнем прошлом активно действовали курдские сепаратисты. К тому же сам Джейхан находится рядом с провинцией Хатай, на которую претендует Сирия.

В ходе встреч с официальными представителями Вашингтона руководство Казахстана неоднократно подтверждало свою поддержку этому маршруту.

ВОСТОЧНОЕ (КИТАЙСКОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ

Это – самое протяженное и самое перспективное для Казахстана направление. Маршрут не только проходит через превращающийся в гигантский рынок Китай, но и напрямую выводит в Азиатско-Тихоокеанский регион – наиболее динамично развивающийся регион мира с колоссальными потребностями в энергоносителях.

Но строительство трубопроводов от Центральной Азии до побережья Тихого океана в этом направлении – это тоже дело нескорого будущего, если учесть огромные расстояния.

359 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы