• Ақорда & Үкімет
  • 17 Қыркүйек, 2020

Золотая Орда или Кыпчакское ханство как наше историческое наследие

В нынешнем году у нас в стране отмечается 750-летие Золотой Орды. В своем прошлогоднем Послании Глава государства Касым-Жомарт Токаев охарактеризовал это государство в качестве нашего исторического наследия.

 

Несколько позже он в ходе своего выступления на пленарной сессии XVI ежегодного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи отметил, что Золотая Орда входит в культурный код казахов. Это его высказывание получило тогда большой международный резонанс.

Инициатива празднования 750-летия Золотой Орды стала логическим продолжением идеи Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. 24 августа 2014 года Елбасы в своем интервью в Улытау фактически положил начало обозначению линии исторической преемственности государства казахов от Золотой Орды. 22 декабря 2014 года Первый Президент Казахстана снова озвучил тезис о том, что Золотая Орда является историческим предшественником Казахского ханства. 11 сентября 2015 года в Астане на торжественном собрании по случаю его 550-летия вновь была заявлена такая концепция.

«Казахское ханство является законным наследником государств саков, гуннов, усуней, а также Великого тюркского каганата, Дешт-и-Кипчака и Золотой Орды», - сказал Нурсултан Назарбаев. А 18 февраля этого года пресс-служба Первого Президента РК – Елбасы на своей странице в Instagram опубликовала его слова об истории казахского народа: «Мои современники, последующие поколения в свое время отсчитывали историю лишь с периода Октябрьской революции. Для нас другой истории казахов словно и не существовало, но теперь мы должны ее глубоко изучать. Наши предки – гунны, еще ближе по времени – Великий тюркский каганат. Наша земля во все времена была центром тех государств. Далее – Золотая Орда. Если все это суммировать, наша история насчитывает две тысячи лет. Пройдя через такой огромный отрезок времени, мы сумели сохранить свой язык, религию, самобытность. И нам следует воспитывать нашу молодежь именно в этом духе».

В западной исторической и справочной литературе названия «Золотая Орда» и «Кыпчакское ханство» рассматриваются как равноценные синонимы. Причем последнее используется ничуть не реже, чем первое.

В русских летописях, а позже также в литературе и устной речи подавляющее большинство населения тех территорий, где до монгольского нашествия жили кыпчаки, получило название «татары». А поскольку вскоре все эти земли и живущие на них люди оказались под властью Российского государства, термин принял официальную окраску и получил карт-бланш на долгую жизнь. Это затрудняет изучение истории целого ряда тюркских народов, особенно тех, которые говорят на языках кыпчакской подгруппы тюркской группы языков.

Эти последние жили и сейчас живут в тех регионах, которые когда-то входили в состав Золотой Орды, то есть Кыпчакского ханства. Общность их корней и восхождение их языков к одному знаменателю не вызывает сомнения. Речь идет о кыпчакской этнокультурной общности, существовавшей с одиннадцатого по шестнадцатый век, и кыпчакском языке, игравшем в ту эпоху роль средства межнационального общения на громадной части нынешней (бывшей еще недавно общей) территории государств СНГ. Об этом оставили свидетельства жившие в те времена авторы.

К примеру, Плано Карпини пишет, что Днепр, Дон, Волга и Урал являются четырьмя большими реками Кумании, хотя речь, казалось бы, должна идти о Золотой Орде или стране монголо-татар. Рубрук описывает свое путешествие через степи куманов и замечает, что они называют себя «капчат». Марко Поло в своих путевых записях тоже отмечает народ, называемый «куманами», и говорит о стране «Кумания». А в некоторых других трудах речь идет даже о королевстве Кумания. Немецкий путешественник Й.Шильдбергер, побывавший при дворе Тимура в начале XV века, упоминает страну «Диштихипшах». Есть еще одно интересное сведение. В «Зафернаме», являющемся отчетом об экспедиции Тимура в Россию, говорится, что кыпчакский принц Бик-ярок-углан в то время имел резиденцию в «Манкирмане», большом городе на реке «Узи». «Узи» – это то же самое, что «Аззу» у Абульфеды. То есть Днепр. А под названием «Манкирман» («Кива Мьен Кермен» – в китайских источниках, «Мингеркан» – у Рашид-ад-дина) подразумевается Киев. Поскольку русские источники не упоминают о таком городе на Днепре, историки долгое время не могли понять, о чем идет речь. Лишь в 1874 году профессор Ф.Брун в своей статье, опубликованной в Одессе («Мемуары Третьего археологического конгресса по Киеву»), доказал, что древняя русская столица была известна в средние века также под названием «Манкирман» («Манкерман»). Причем это название было известно не только восточным авторам. К примеру, венецианский посланник в Персию Кантарини, проезжая где-то в 1475 году через Русь, отмечал в путевых записях, что город Кио (Киев) называется еще Магроман.

На снимке: Венгерка кыпчакского происхождения

На снимке: Венгерка кыпчакского происхождения

Но что сталось с кыпчаками в дальнейшем? Что это были за люди – племя, союз племен, народ или группа народов? Нет, этноним «кыпчаки» означал нечто большее, чем эти понятия. Это был целый мир в Евразии. Такой же, как, скажем, мир восточных славян. Я надеюсь, что историческая наука и литература воздадут еще должное кыпчакам, ведь кыпчакский мир являл собой в XI–XVI вв., образно говоря, тигель для сплавов, в котором происходило смешение самых разных народов, рас, самых разнообразных культур. Пока не изучим как следует и без предвзятостей этот процесс, мы все так же будем не в состоянии понимать в правильном свете многое в истории нашей страны и ее народов. Игнорирование его – путь, ведущий к взаимному отчуждению и взаимным упрекам в плане истории. По этому пути мы, к сожалению, прошли уже довольно порядочное расстояние. Но надо найти в себе мужество отказаться от стереотипов и посмотреть на вещи трезво. В том числе и на свою историю.

Ведь к XVI веку кыпчаки и кыпчакизированные народы, народности и племена были распространены на громадной части всей степной и лесостепной полосы Евразии и представляли собой огромную массу людей. Куда все они потом делись? Одни влились в составы живших по соседству народов. Другие в союзе с представителями иных этносов образовали новые народы и народности. Третьи, сохранив в целом образ жизни, традиции и язык кыпчаков, обрели в ходе дальнейшего развития истории другие названия.

А теперь конкретнее об этом. Кыпчаки, обитавшие между Волгой и Дунаем, в той или иной степени влились в составы почти всех восточно-европейских народов. Особенно ощутимым является их вклад в формирование современных русского и украинского народов. Через казаков и напрямую. Поменьше вобрали их в себя поляки и литовцы. Армяно-кыпчакские связи – тема отдельного большого разговора... В XVI–XIX вв. многие тюркоязычные народы Российской империи характеризовались русскими как «татары». Потом выяснилось (благодаря лингвистам), что почти все они являются, как и казахи, каракалпаки и киргизы, в той или иной степени потомками кыпчаков. А татарский язык, с которым русские столкнулись на Северном Кавказе, – одним из современных вариантов кыпчакского языка. То, что все эти народы и народности имеют кыпчакский корень, подтверждается включением их языков в одну подгруппу тюркской группы языков – кыпчакскую. Даже сейчас эти языки настолько схожи, что все их носители без труда понимают друг друга. А вот антропологически эти народы очень разные. Впрочем, я предлагаю вашему вниманию их перечень, а вы посудите сами, исходя из своих знаний о них: казанские татары, башкиры, сибирские татары, каргаши (астраханские татары), крымские татары (их язык имеет диалекты, восходящие с одной стороны к кыпчакскому корню, с другой – к огузскому), караимы, крымчаки, карачаевцы, балкарцы (таулы), ногайцы, кумыки, казахи, каракалпаки и киргизы. Можно, видимо, включить сюда и венгерских кыпчаков. Об их дальнейшей (после 1240 года) судьбе мне известно следующее. При появлении монголов в Восточной Европе 40 тысяч семей кыпчаков во главе с Котан-ханом ушли в Венгрию. После того, как их хана убили там венгры, они отправились оттуда уже в Болгарию. Большая их часть, очевидно, вернулась потом в Венгрию. Во всяком случае, там есть область, которая называется Кунзаг (Кыпчакия) и делится на два округа – Кишкунзаг (Малая Кыпчакия), занимающая часть междуречья Дуная и Тисы, и Надькунзаг (Большая Кыпчакия), расположенная на правобережье Тисы в районе ее среднего течения. В справочниках отмечается, что живущие здесь кыпчаки сохраняли свою автономию и свой язык до конца XVIII века и только потом были ассимилированы. Но еще в 1980-ых годах венгерский тюрколог  Иштван Коныр  подтвердил то, что кыпчаки в Венгрии еще есть и что для них приезд в их страну казахских деятелей культуры и артистов – настоящий праздник.

В заключение несколько слов о том, какая есть связь между кыпчаками и казахами. Историки и лингвисты утверждают, что кыпчаки сыграли особо важную роль в образовании казахской народности. Однако современному казаху, все так же, как и его предшественники, неплохо разбирающемуся в родоплеменной структуре своего народа, подобное утверждение может показаться странным. Ведь казахские кыпчаки в наши дни живут в основном лишь в Тургайской и Кызылординской областях (район среднего течения Сырдарьи), и их удельный вес в общей массе казахов невелик. Но вот, послушайте, что пишет о происхождении казахского этноса Encyclopaedia Britannica: «Казахский народ, по всей вероятности, сформировался из кыпчакских племен, составлявших часть населения Золотой Орды». (Encyclopaedia Britannica (macropaedia), т. 10, стр. 196). Мне думается, что эта мысль сформулирована не на пустом месте.

 Кайрат КАЗАКПАЕВ

1979 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы