• Атамекен
  • 18 Қараша, 2021

О влиянии культуры на формирование экономической системы

30 лет – достаточный срок для подведения итогов, любых: экономических, политических, социальных. Построили ли мы независимое, другое, капиталистическое общество? Приблизились ли к стандартам 30 развитых стран? В Посланиях Президента показаны векторы общего развития в обществе, обсуждаются основные положения, результаты программного выступления Главы государства.

– Но мне хотелось бы остановиться на содержательном моменте проектов, на концептуальной направленности, единой логике этих документов. И ключевым мне видится идея Общества всеобщего труда, не раскрывшая по моему мнению весь духовный потенциал. Впервые это идея была озвучена  первым президентом РК – Ел­басы Н.А. Назарбаевым семь лет назад, где были выдвинуты 5 принципов Общества всеобщего труда: эволюционность, общая ответственность, партнёрское участие, стимулирование и профессионализм. Но я смотрю на идею Общества всеобщего труда через призму Макса Вебера. В частности, об «экономическом рационализме», выраженный в термине «Beruf» – призвание. Такие качества, как трудолюбие, бережливость, деловитость, аскетизм приводят к рациональному образу жизни и труда, хозяйственному мышлению. Рациональный контроль своих мыслей и поведения, своих доходов и расходов формируют характер человека. А характер, передаваясь из поколения в поколение, начинает влиять и на культуру, прививая ей новые черты.

За долгие годы наша культура претерпела влияние многих социально-исторических, духовных факторов. Это и влияние ислама, политики российского самодержавия, коммунистической идеологии, сейчас глобализации, новых, консьюмеристских ценностей, но фундаментальные остаются без изменения. Время «инвентаризирует» культуру, развитие общества определяется развитием культуры. Осознанно и бессознательно вырабатываются новые практики, образцы поведения, но для того, чтобы движение носило прогрессивный, поступательный характер, необходимо сознательная работа по, культивированию качеств, позволяющих менять общество в лучшую сторону. Одним из таких качеств является рациональность. Речь идет не о заимствовании ценности, а о ее укреплении в общественном сознании. В казахском языке существуют аналоги слова «рациональность», но они имеют несколько иную окраску. Такие понятия, как «пайдалы», «парасат», «тиімді», «қанағаттандыру», «ұтымдылық», «орынды», «салиқалы ой» отражают несколько иную смысловую нагрузку. К сожалению, не смогла найти точного аналога в казахcком языке. Может он и есть или не столь распространненый термин.

Я считаю, что мы испытываем давление двух противоположных тенденций – возрождение традиционализма, и глобализации, балансируя, пытаясь провести своеобразную «ревизию» традиции. Если мы хотим модернизировать общественное сознание, надо культивировать этику труда, рациональный подход ко всему, изживать чванство и хвастовство, не просто читать «Слова назидания», а претворять их в жизнь.

Наша культура основывается на коллективизме, на поддержку  семьи. Западная культура больше индивидуалистичная, ответственность сильно персонализирована, так как собственный внутренний мир держится под постоянным рациональным контролем. Не обесценивая значимость социальных, родственных связей и сетей, нам надо прививать ответственность за свою жизнь в первую очередь, а потом за свое окружение. Аксиомой должна стать истина, что только честный труд приводит к достатку и уважению, что нельзя постоянно надеяться на удачу, а «легкие деньги» должны стать унижающими собственное достоинство человека, который не может своей головой и своими руками заработать деньги.

У М.Вебера религия и религиозная этика не единственный фактор экономического, технического роста, он отмечает налоговую политику, образование, технический прогресс и другое. Здесь уместно будет процитировать ученого: «Помни, что время – деньги; кредит – деньги. Деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги... Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов... Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны... Кроме того, аккуратность показывает, что ты помнишь о своих долгах, т.е. что ты не только пунктуальный, но и честный человек, а это увеличивает твой кредит».

Один из главных принципов трудовой этики заключается в том, что ни деньги, ни человек не должны находиться в праздности. Человек беспрестанно работающий, получающий прибыль со своего добросовестного, упорного труда, пускает свой доход не на роскошь и удовольствия, а инвестирует в производство, которое, расширяясь, приносит еще больший доход. Разбогатевший таким образом человек вызывает уважение и почтение, приобретая репутацию делового. В нашем понимании «деловой человек» имеет не совсем положительную коннотацию, подразумевая изворотливость в достижении своих целей, шустрость и проворность. В становлении капитализма деловитость означала   упорядоченную отчетность, строгий учет расходов и доходов. А деловая репутация была сродни капиталу.

Насколько отличается наша, современная кредитная культура и финансовое поведение показали трагический случай, когда должник открыл огонь по судебным исполнителям и работникам полиции 20 сентября 2021 года в Алматы. Особенно показательными видится мнения людей, оправдывающих поведение должника. За этим кроется коррозия таких ценностей, как трудолюбие, скромность, ответственность. Люди легко берут кредиты, не соизмеряя свои возможности, практика показывает, что многие не брезгуют мошенничеством в вопросах банковских и других финансовых обязательств, поддаются азарту, стремясь использовать незаконные или околозаконные схемы.

«Остерегайся считать своей собственностью все, что ты имеешь, и жить сообразно с этим. В этот самообман впадают многие люди, имеющие кредит. Чтобы избегнуть этого, веди точный счет своим расходам и доходам. Если ты дашь себе труд обращать внимание на все мелочи, то это будет иметь следующий хороший результат: ты установишь, сколь ничтожные издержки вырастают в огромные суммы, и обнаружишь, что можно было бы сберечь в прошлом и что можно будет сберечь в будущем... Тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью в пять шиллингов, теряет пять шиллингов, и мог бы с тем же успехом бросить их в море. Тот, кто потерял пять шиллингов, утратил не только эту сумму, но и всю прибыль, которая могла быть получена, если вложить эти деньги в дело, что к тому времени, когда молодой человек состарится, могло бы обратиться в значительную сумму» (М.Вебер).

К чему этот экскурс в историю? Речь идет о влиянии культуры на экономику, это один из ответов на основной вопрос философии, как учили нас   классики. Сознание может определять бытие. Необходимо осторожно менять мировоззрение и культуру, которые могут оказывать определяющее влияние на формирование социальной, в том числе и экономической системы. Необходимо подумать, как прекратить процессы, приводящие к обесцениванию честного и добросовестного труда. И магистральные программы государства должны следовать единой логики, не меняя вектора развития, если мы ставим целью создание Общества всеобщего труда.

Бибигуль КЫЛЫШБАЕВА,

доцент кафедры социологии

и социальной работы

КазНУ имени аль-Фараби,

доктор социологических наук

11520 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Сіздің электронды пошта жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Қуантайұлы Нұржан

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редакторы