• Атамекен
  • 29 Қыркүйек, 2011

Иран возобновляет «своп» с Казахстаном

Издание «Casafree.com» опубликовало недавно материал под названием «LIran reprend ses échanges de pétrole avec des pays de la mer Caspienne» - «Иран возобновляет обмен нефтью со странами Каспийского моря». В нем со ссылкой на заявление директора департамента международных дел Иранской национальной нефтяной компании Мохсена Камсари, сообщалось о том, что после пятимесячного перерыва иранцы возвращаются к применению системы «своп» вместе с азербайджанцами, туркменами и казахами.

Ранее в министерстве нефти Ирана придерживались мнения, что подобные сделки – не в национальных интересах страны. Заместитель министра нефти Ахмад Калебани еще в марте нынешнего года утверждал, что, хотя Иран пока не заявлял о прекращении нефтяных «свопов», это будет, мол, сделано. За каждый баррель нефти, поступающий по своповым сделкам, платилось от 5 до 6 долларов.

По подобным соглашениям Азербайджан, Туркменистан и Казахстан поставляют в Иран определенные объемы нефти, которые перерабатываются на НПЗ на севере страны. Со своей стороны Иран поставляет эквивалентный объем нефти в страны Персидского залива от имени этих стран. Преимущество подобной схемы для Ирана заключается в том, что нет необходимости в строительстве трубопроводов перекачивающих нефть с южных месторождений Ирана на север страны.

Летом прошлого года по схеме «своп» через Иран перекачивалось в среднем 90 тыс. баррелей нефти в сутки. По подсчетам министерства нефти Ирана, эти объемы должны возрасти до 300 тыс. баррелей в сутки в течение ближайших пяти лет.

Впрочем, еще сравнительно недавно, планы в этом смысле строились масштабные.

В начале весны 2008 года Иранская национальная компания инжиниринга и строительства заявила, что частный сектор намеревается построить нефтеочистительный завод «Кэспиэн» мощностью в 300 тысяч баррелей в провинции Голестан на севере Ирана, неподалеку от порта Туркмен. Сообщение об этом появилось в газете «Tehran Times». Представитель компании Асхар Саджади тогда сказал, что основная задача этого нефтеочистительного завода – перерабатывать сырую нефть из стран, окружающих Каспийское море.

В первую очередь, видимо, речь шла о туркменском и казахстанском сырье. Такое предположение подтверждается также тем, что ранее Туркменистан и Казахстан заявляли о готовности вложить инвестиции в этот проект. Наша страна по системе своп (SWAP) поставляет в иранский порт Нека свою нефть. Доставляется она туда танкерами акционерного общества «НМСК Казмортрансфлот» дедвейтом 5300 тонн из Актау.

Иранская сторона утверждала, что с увеличением поставок нефтяного импорта в порт Нека с 370 тысяч баррелей в день до 500 тысяч к порту будет протянут нефтепровод для обеспечения нефтеперерабатывающего завода «Кэспиэн» сырьем. Но пока объемы транспортировки нефти, во всяком случае, из Казахстана в Иран остаются весьма и весьма скромными.

Так, к примеру, в 2007 году за первые шесть месяцев в направлении иранского порта Нека из Актау «Казморфлот» перевез 710 тыс. тонн нефти. Причем этот результат превысил запланированный на первое полугодие показатель на 210 тыс. тонн. Такой рост объема перевалки казахстанского сырья в направлении Ирана в тот период был обусловлен не только дополнительными объемами держателей ресурсов, но и также тем, что в течение первых шести месяцев 2007 года в Баку из Актау нефть не транспортировалась.

Правда, «Казморфлот» - не единственный оператор судов на участке порт Актау–иранское побережье Каспия. Там, помимо него, действуют иранский «Хазар Шипинг», азербайджанский КАСПАР (Каспийское морское пароходство) и российский «Палмали Шипинг». То есть наша морская транспортная компания в этом направлении отнюдь не занимает монопольного положения.

Более того, по причине отмены постановлением правительства РК от 16 мая 2007 года (№408) ранее имевшейся государственной поддержки и неимения своих судов с низкой осадкой «Казморфлот» даже оказывался менее конкурентоспособным, чем вышеназванные операторы из других стран.

Сейчас, впрочем, проблема ограниченности возможностей порта Нека по приему имеющихся у казахстанской стороны танкеров, похоже, начала решаться. Как в свое время сообщала газета «Tehran Times», к апрелю 2008 года должна была начаться реализация совместным предприятием голландской и иранской компании под управлением «Нафт Хазар компани» операции по расширению лагуны этого порта до мощности в 1-1,5 млн. баррелей. Работа предположительно могла длиться 18-20 месяцев

Иранская сторона, затевая расширение потенциала порта Нека, думала в первую очередь, разумеется, об интересах своего транспортного оператора. Иранцы решили построить три нефтяных танкера с грузоподъемностью в 63 тысячи тонн на севере страны и разместить заказ в России еще на три таких суда.

Одним словом, богатая сама энергоносителями страна Иран собирается увеличивать объемы импортируемой из других прикаспийских стран нефти.

Кайрат АМРЕЕВ

645 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы