• Бизнес & Қоғам
  • 21 Желтоқсан, 2012

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

В своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» Президент Нурсултан Назарбаев сформулировал в качестве приоритета развитие и  совершенствование правого, социального государства.

В комплексе проблем правового государства и политической системы общества, характеризующегося сложностью и противоречивостью проблемы правовой политики, занимают исключительно важное место. В условиях перехода постсоветского общества к рыночным отношениям и радикальных перемен, происходящих в Казахстане и СНГ, в мире целом, необходимость глубокого политологического осмысления этих проблем усилилось и является велением XXI века. Поэтому от взвещенности, научности и последовательности правовой политики зависят результаты всех экономических, социально-политических преобразований, правовых реформ, перспективы общественного прогресса. Исторический опыт СССР и СНГ показывает, что всякое государственно-политическое, правовое насилие над интересами народов, людей неизбежно ведет к замедлению темпов социально-экономического, политического развития, определяет нравственных и культурных потерь.

Сущность правовой политики определяется типом общественно-политических, правовых отношений и культурой вообще. Правовая политика служит механизмом развития страны, обусловленных необходимостью взаимодействия личности, государства и общества. В связи с этим следует отметить, что изучение правовой политики является приоритетным и для Республики Казахстан.

Следует подчеркнуть, что политико-правовая проблематика всегда волновала человечество и казахстанский народ. Как известно из истории, в XIX-XX веках на основе политико-правовых противоречий произошло около 200 войн, конфликтов, восстаний, бунтов, мятежей, путчей, в которых, по моим подсчетам, погибли и были покалечены жизни приблизительно 1,2 млрд. человек. А в Казахстане только в ХХ веке были нарушены права и свободы миллионов человек.

Все это свидетельствует о том, что проблема правовой политики представляет собой актуальный, сложный и многогранный феномен, требует пристального внимания и изучения. Поэтому перед учеными стоят задачи всестороннего изучения новых явлений и процессов правовой политики и теоретического обобщения, которое может способствовать решению насущных социально-экономических и политико-правовых проблем. Надо отметить, что проблема правовой политики Республики Казахстан и СНГ, пока не нашла достаточного освещения в работах ученых, прежде всего политологов, как самостоятельное исследование. Здесь важно видеть всю реальную картину: достижения и недоработки, трудности и упущения, перегибы и ошибки.                       

Произошедшие в конце XX века в Казахстане коренные изменения в политической, экономической, социальной, правовой, духовной и других сферах, принятие курса на построение правого, социального государства предопределили вывод о том, что в новых условиях любой вид государственной политики должен быть правовым. Одновременно пришло понимание того, что, кроме конкретных видов политики должна быть сформирована единая общенациональная правовая политика Казахстана как надежное и эффективное  средство, опираясь на которое, можно было бы осуществить намеченные преобразования,  модернизации. В этой связи, чтобы понять и осмыслить роль данной политики в социально-правовой и политической жизни общества, необходимо изучение теоретико-методологических аспектов и выявление возможностей ее формирования и функционирования в новых казахстанских реалиях.

К наиболее значимым теоретико-методологическим вопросам, касающимся политологического  исследования правовой политики Республики Казахстан можно отнести: понимание политики как родовой основы формирования правовой политики; выяснение закономерностей функционирования права как главного условия и сущностной основы формирования научно обоснованной правовой политики; рассмотрение механизма взаимодействия политики и права, их взаимопроникновения друг в друга и под новым углом зрения выявление политического содержания права и правового содержания политики; научный анализ роли правовой политики как стратегии и тактики становления и развития правового государства и гражданского общества; обеспечения прав и свобод граждан,  усиления их гарантий, фактора политической стабильности и объединяющей роли всех слоев общества, связующей нити между центром и регионами.

Правовая политика Казахстана  своим происхождением обязана сначала в целом политике. В своем отличии, например, от философии, устремленной к абстрактному, политика погружена в конкретные, повседневные проблемы земного существования. Поэтому она как вид целенаправленной деятельности социально-политического управления особо нуждается в праве, без которого ее эффективное функционирование в современных условиях Казахстана практически невозможно. Существование подобной связи права с политикой есть важное условие, благодаря которому представляется возможность осмыслить практику, в ходе которой проявляются характерные черты правовой политики Республики Казахстан и открываются ее новые возможности.

Между тем, как подтверждает практика Казахстана, сама политика по своей природе настойчиво стремится к нормативному оформлению политических решений, заботясь о том, чтобы наиболее важные из них становилось правовыми и выражались в законах, договорах, конституции и других установлениях государства.

Таким образом, можно утверждать, что политика как реальность, во всей своей сложности и противоречивости, играет важную роль в теоретико-методологическом обосновании такого явления правовой действительности как правовая политика Казахстана.

Подвергая политологическому анализу теоретико-методологические основы формирования правовой политики Республики Казахстан, важно подчеркнуть, что тесная и неразрывная связь государственных и правовых явлений создает благоприятные возможности правового регулирования таких политических институтов, которые представляют собой устойчивые образования и выражают интересы определенных общественных групп. В этом случае казахстанское право вместе с административными, организационными и другими мерами и средствами, активно используется как важный инструмент управления и достижения конкретных результатов. В то же время, если при осуществлении политики в стране предпринимаются попытки использовать репрессивные, карательные рычаги воздействия на общество, то право, представленное в качестве правовой политики, должно сопротивляться применению подобных средств. В противном случае, оно либо противоречит общим представлениям о должном и разумном, либо не затрагивает данных областей общественных отношений.

Основные параметры правовой политики в казахстанском обществе задаются фундаментальными характеристиками общей политики и политической власти. При этом не будет преувелечением сказать, что правовая политика Казахстана это явление уникальное, политическое. Его исключительность, политичность состоит в том, что оно одновременно принадлежит как праву, так и политике, которые переплетены друг с другом. В итоге этой взаимосвязи  возник такой феномен как правовая политика Казахстана. Эта политика выражает по существу общественно-политическую связь и взаимодействие индивида, государства и общества, и в этом своем качестве такая оценка выступает как общетеоретическая характеристика правовой политики страны. И еще. Правовая политика Республики Казахстан по существу выступает выражением, отражением сущности содержания и функций правового государства.

Правовая политика Республики Казахстан - это деятельность, в основе которой лежат единство политики и права, концептуально оформленные политико-правовые идеи стратегического, тактического характера, то есть такие идеи, доктрины, которые определяют направления развития казахстанского общества. Чтобы научно понять ее содержание прежде всего необходимо изучить субъекты правовой политики Республики Казахстан.

Субъекты правовой политики Республики Казахстан являются объектом политологического исследования, который в научной литературе еще недостаточно изучен. Чтобы правильно понять субъекты правовой политики Республики Казахстан, прежде всего необходимо выяснить понятие политической системы казахстанского общества.

На мой взгляд, политическая система казахстанского общества - это совокупность взаимосвязанных государственных и негосударственных объединений, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность казахстанцев в процессе реализации ими политической власти. Это определение позволяет нам сделать следующие выводы:

Во-первых, независимо от того широко или узко трактуется понятие политической системы казахстанского общества, один компонент постоянно присутствует в разных определениях. Речь идет о так называемом институциональном компоненте, объединяющем в себе различных субъектов политического процесса: государство, политические партии, общественные организации и т.д.

Во-вторых, очевидно, что основным системообразующим фактором, который придает связям между элементами политической системы Казахстана строго определенный характер, является власть. И если подразумевать под политикой участие в делах государства, то основной линией взаимодействия политических субъектов является их отношение к государству.

Следует сказать, что политологический анализ нормативно-правовых актов и других официальных документов Республики Казахстан показывает, что правовая политика может формироваться, осуществляться как государственными органами, так и должностными лицами.

Таким образом, субъектами правовой политики Казахстана могут выступать от имени государства Парламент, Президент, Правительство в целом и глава Правительства в отдельности, Центробанк, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, другие министерства, государственные комитеты и комиссии, иные центральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти и управления субъектов Республики Казахстан.

Правовая политика казахстанского государства воплощается как во внутригосударственных официальных документах, так и в межправительственных соглашениях, международных договорах и т.д.

В связи с этим надо отметить, что наиболее важной сферой деятельности правовой политики Республики Казахстан является обеспечение единства системы государственной власти, как важного условия формирования правого государства в нашей стране.

Следует сказать, что наряду с государством в лице его отдельных органов и должностных лиц активными политическими субъектами правовой политики Республики Казахстан выступают политические партии и общественно-политические движения, которые можно определить как организации, ориентированные на достижение законного контроля над управлением посредством процесса выборов. Вырабатываемая ими политика находит свое воплощение, в частности, в предвыборных платформах, в программных документах, в материалах партийных съездов.

В этой связи подчеркнем, что при формировании правовой политики Казахстана по возможности должно учитываться и общественное мнение, иначе она не будет адекватно отражать реальное состояние дел в обществе, динамику его развития. В то же время, в некоторых случаях, при принятии важнейших политико-правовых решений нельзя слепо полагаться только на общественное мнение, стремясь, во что бы то ни стало угодить публике, могут возникнуть сложности с ее реализацией и, в конечном итоге, субъекты правовой политики Казахстана не достигнут своей цели.

При формировании и проведении в жизнь правовой политики Республики Казахстан должна учитываться и электоральная политика. Электоральная политика Республики Казахстан, как разновидность правовой политики, можно подчеркнуть, складывалось мучительно сложно. Подтверждается это неустойчивостью выборного законодательства, частым внесением в него поправок, дополнений, либо принятием соответствующего закона в новой редакции и т.д., и т.п.

Политические субъекты правовой политики Республики Казахстан способствуют формированию гражданского общества в нашей стране.

Следует отметить, что политические субъекты правовой политики Республики Казахстан влияют не только на создание гражданского общества в стране, но и защищают честь и достоинство человека. Достижение эффективной системы правовой политики Казахстана немыслимо без защиты чести и достоинства казахстанца играющего все более важную роль в осуществлении государственной политики страны.

Таким образом, можно сделать вывод,  что  правовая политика Республики Казахстан разрабатывается, осуществляется на основе взаимодействия всех субъектов, входящих в политическую систему казахстанского общества, и получает концентрирование выражение в республиканских целевых программах, доктринах, концепциях развития, в международных договорах Казахстана, в законах и иных нормативно-правовых актах республики, а также в других официальных политико-правовых документах. Правовая политика Республики Казахстан это деятельность политических субъектов: государства, политических партий, общественных движений, индивидов и их объединений в сфере правового регулирования, состоящая в выработке и реализации правовых идей стратегического характера.

Для того чтобы понять сущность, теоретико-методологические основы правовой политики Казахстана, необходимо знать ее принципы.

Принципы правовой политики Республики Казахстан есть то, на чем основаны формирование и динамика ее действия, что позволяет опредлить политическую природу правовой политики как такую. Общеполитические принципы, вытекающие в идеале из требований правовой политики республики, можно подразделить на нравственные и организационные.

Первые из них образуют нравственную основу правовой политики Казахстана, ее духовный фундамент и непосредственно воздействуют на нормативное содержание права. Вторая группа принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет организационную основу правовой политики Казахстана, ориентированную на обеспечение ее роли как особого государственного регулятора общественных отношений.

Согласно концепции единства политики и права, нравственные принципы правовой политики Казахстана составляют естественные законы, символизирующие фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные в провозглашенной ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека.  К этим принципам относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоинство, справедливость, семья, народ как источник  власти, человек - высшая ценность, охрана прав человека - цель и обязанность государства.

К организационным принципам правовой политики Казахстана относятся унитаризм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирования и ограничения в праве.

В этой связи можно подчеркнуть, что принципы правовой политики Казахстана в отличие от принципов казахстанского права, обладающих большой устойчивостью и остающихся неизменными в течение длительного времени, не остаются неизменными, раз и навсегда данными. Напротив, они динамичны, выражают общее состояние и тенденции развития правовой и политической системы казахстанского общества, а также особенности влияния на них других социальных факторов (экономика, идеология, наука).

Общей характеристике политических принципов правовой политики Республики Казахстан служит и то важное обстоятельство, что принципы позитивного права должны исходить из принципов правовой политики, но при этом они конкретизируют и детализируют их, насыщают последние политико-правовой материей.

Сегодня повышенное внимание ученых к изучению правовой политики Республики Казахстан обусловлено процессом политизации всех сфер общественной жизни, а также неукоснительным соблюдением правил, норм и требований, предъявляемых достигнутым уровнем развития общества и преодолением недостаточных гражданской зрелости и дисциплинированности части казахстанцев.

Следует сказать, что основы формирования правовой политики  Республики  Казахстан является  Конституция нашей страны.

Конституция является основой формирования и развития правовой политики государства, поэтому, мне думается, целесообразно ввести жесткий конституционный контроль в стране. Несомненно, конституционный контроль имеет огромное воздействие на общественно-политическую практику и становится действенным рычагом обеспечения устойчивого и реального развития и совершенствования правовой политики Казахстана.

Развитие казахстанского общества по пути демократических преобразований ставит перед государством задачу- сформировать и провести в жизнь ,,новую’’ правовую политику, которая бы по форме и содержанию принципиально отличалась от прежней, так называемой советской правовой-каторая с расплывчатой содержательной характеристикой, и не имевшей своего в достаточной мере обоснованного статуса в стране.

Определить особенности и необходимость формирования новой правовой политики в современном Казахстане – значит понять всю сложность и глубину данной проблемы, осмыслить и осознать принципиально иное предназначение этого феномена в изменившихся условиях.

Суть нового подхода состоит в том, чтобы правовая политика Республики Казахстан стала по-настоящему правовой и заслуженно заняла свое место в обществе как элемент деятельности правового государства, чтобы она воспринималась, как единая общенациональная политика, как непосредственно в правовой сфере, так и посредством действия права, чтобы она одновременно была и стратегией  и тактикой  не только политико-правового регулирования, но и правового, политического, экономического и социального развития страны в XXI веке.

Следует сказать, что среди ученых обществоведов нет единства мнений по поводу того, какие именно из ориентиров правовой политики Республики Казахстан следует признать приоритетными.

По вопросу приоритетов правовой политики Республики Казахстан не сказала еще своего веского слова политическая наука. Нельзя не видеть, например, того, что некоторые политологи, изучая конкретную проблему, именно ее считают наиболее приоритетной, не замечая при этом других, не менее приоритетных. В связи с этим они предлагают соответствующий комплекс мер, касающийся только исследуемой проблемы, без ее взаимосвязи с другими приоритетами. Кроме того, ряд исследователей предпринимает попытки бездоказательного противопоставления одного приоритета  другому.

На мой взгляд, в качестве политических приоритетов правовой политики Республики Казахстан могут быть признаны только такие достаточно обобщенные ориентиры, которые в равной степени были бы важны как для права и политики Казахстана в целом, так и для каждого отдельного направления правовой политики в сфере политико-правового регулирования.

Кроме того, когда мы говорим о политических приоритетах правовой политики Республики Казахстан, мы имеем в виду не всякие политико-правовые ценности, а лишь те, которые имеют значение на современном этапе развития казахстанской государственности. То есть, политические приоритеты- это актуальные ориентиры. Политические приоритеты правовой политики Казахстана образуют систему. Это означает, что они  взаимосвязаны, оказывают взаимное влияние и обусловлены друг другом.

Чтобы научно обосновать степень воздействия правовой  политики на процесс укрепления демократического государства в современном Казахстане, необходимо понять становление и развитие правовой культуры населения нашей страны как социально - политический феномен, систему тех связей и отношений, в которую он вписан.

Основные параметры правовой культуры в казахстанском обществе задаются фундаментальными характеристиками общей культуры, частью которой она является.

Опираясь на результаты имеющихся исследований правовой культуры Казахстана, можно охарактеризовать ее как степень овладения правом, политикой в действии, включая самосознание, ответственность в реализации требований права, политики, творческую ориентацию на общеказахстанские, общечеловеческие ценности и нормы, а также особенности национальной культуры в противоречивых политических, правовых ситуациях, предполагающих в своем высшем проявлении интуитивное политико-правовое поведение, участие в правотворчестве и в разработке государственной политики.

Очевидно, правовая культура в Казахстане представляет явление исключительно сложное по своей внутренней структуре и богатству социально-политических связей. Она не сводится к знанию законов, норм права, хотя и предполагает его в качестве обязательного условия. Правовая культура включает помимо правосознания еще и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочения правопорядка и законности в стране.

В связи этим следует сказать, что мусульманско-правовая культура может сыграть определенную роль в правовом, политическом и культурном развитии Казахстана и других стран СНГ.

Мусульманско-правовая культура казахстанцев – часть казахстанской правовой культуры. В частности, по моему мнению, наиболее актуальными в условиях Казахстана являются не сфера исламского вероисповедания, догматики и культа, а те светские проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане и исламские институты. Мусульманско-правовая культура и ислам защищает права человека.

Следует отметить, что в настоящее время приобретает важное значение использование достижений мусульманско-правовой культуры в интересах развития правовой системы Казахстана. Мусульмане в нашей республике не только должны иметь возможность свободно посещать мечети и беспрепятственно совершать паломничество к своим святыням, но и вправе рассчитывать на то, что некоторые мирские отношения получат законодательное закрепление также с учетом мусульманско-правовых традиций.

При этом следует принимать во внимание известные различия в Казахстане в подходах к правовому регулированию исламского культа и мирских вопросов. Если в сфере отправления религиозных обязанностей исходя из отделения религии от государства основным принципом должно быть не вмешательство власти Казахстана, предоставление ею гарантий свободы вероисповедания и создание для этого необходимых условий, то в светской области особое значение приобретает прямое воздействие, принятие законодательства, устанавливающего четкие, юридически обязательные принципы и нормы.

Сегодня из чисто теоретической данная проблема очень быстро превращается для Казахстана в проблему практической правовой политики. Следует отчетливо осознать, что возрождение ислама в нашей стране, возвращение к его ценностям неизбежно ставят вопрос о признании ряда сторон мусульманско-правовой культуры, в том числе об их законодательном закреплении. Поскольку речь идет именно о мирских делах и принятии некоторых достижений исламской цивилизации всем казахстанским обществом, перспективы ислама в Казахстане во многом зависят от того, будут ли его основополагающие ценности облечены в правовую форму, сориентированы на правовые критерии.

Овладение мусульманско-правовой культурой может оказаться небесполезным для отношений Казахстана с исламскими странами СНГ и исламским миром вообще. Мусульманско-правовая культура может стать важным фактором взаимопонимания и доверия, в том числе и для миротворческих усилий Казахстана в этих странах, например, в Кыргызстане, Таджикистане. В то же время данная культура может быть использована для нейтрализации экстремизма и терроризма под флагом ислама, поскольку мусульманское право по своим принципам несовместимо с насилием, терроризмом и нетерпимостью, экстремизмом. Иными словами, это право в состоянии быть союзником Казахстана в его политике в Центральной Азии и других регионах мира.

В связи с этим следует сказать, что мусульманско-правовая культура содержит немало полезного для решения актуальной в условиях Казахстана задачи подведения под политику нравственных и правовых основ. Такой подход, очевидно, особенно актуален для сегодняшнего Казахстана, который провозгласил, что будет строить правовое государство.

Надо отметить, что правовая культура Казахстана отражает идейно-правовое состояние казахстанского общества на определенном историческом этапе, характеризует уровень правосознания, знание права, уважение к законам.

Правовая культура Казахстана, таким образом, выражает по существу социально-политическую связь и взаимодействие индивида, государства и общества, и в этом своем качестве такая оценка выступает как политологическая характеристика правовой культуры страны. И еще. Правовая культура Казахстана по существу выступает выражением, отражением как сущности содержания и функций правового государства, так и результатом осуществления правовой политики Республики Казахстан, в основе чего лежит правовое воспитание населения.

Как известно, составной частью правовой политики Республики Казахстан является правовое воспитание населения.

Правовое воспитание казахстанцев является важнейшей задачей государственной политики и проблемой исследования политической науки.

Под правовым воспитанием населения в политической науке понимается целенаправленная деятельность государства, политических партий, общественных организаций и объединений, отдельных граждан по передаче политико-правового опыта: систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование правовых, нравственно-политических норм.

Следовательно, содержанием правового воспитания населения, является приобщение казахстанцев к знаниям о политике, государстве и праве, законности, справедливости, правах и свободах, обязанностях и ответственности личности-казахстанца, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение и т.д.

Наиболее важная роль в правовом воспитании населения Казахстана отводится просвещению. Между тем, правовое просвещение касается общества в целом, всех его институтов, общей духовно-просветительной политики в обществе. От уровня правового просвещения, его действенности, восприятия населением Казахстана, решающим образом зависит действенность самой правовой политики, результативность деятельности правоохранительных учреждений, состояние законности, правопорядка, то есть общий климат правовой политики в стране.

Правовое воспитание населения Казахстана осуществляется определенными методами-средствами. Средствами правового воспитания являются печатная и устная пропаганда, радио и телевизионные передачи, правовое обучение, художественные средства правового воздействия и т.д.

В связи этим следует отметить, что формы и методы правового воспитания населения Республики Казахстан подвижны, они изменяются в зависимости от изменения конкретных условий и задач, совершенствуются с появлением новых средств. Правовое воспитание населения Казахстана это целенаправленная и систематическая деятельность государственных органов и общественности по формированию у казахстанцев высокого уровня правосознания и правовой культуры, и по воздействию на сознание и поведение казахстанца с целью его подготовки к жизнедеятельности в обществе,составная часть политическо-правовой социализации личности казахстанца.

Для правового воспитания населения Казахстана необходимо использовать все формы, методы и средства политико-правовой работы, учитывать их специфику и постоянно совершенствовать в повседневной работе.

В связи с этим следует сказать, что наиболее актуальными в наше время остаются демократизация, гуманизация  правовой политики Республики Казахстан и ее приближение к насущным запросам казахстанского общества средствами решения общеисторических, общеполитических задач в русле прогресса, обновления и модернизации. Поэтому стратегическая перспектива правовой политики Казахстана в ее усложнении, повышении эффективности и ответственности.  При этом возрос и комплекс проблем, связанных с правовой политикой. Это, прежде всего, коррупция, организованная преступность, наркотрафик, незаконная торговля оружием, «отмыванием» денег и т.д.

Президент Нурсултан Назарбаев в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» говорил, что целесообразно принять и ввести в действие справедливые законы и четкие правовые нормы предупреждения, регулирования и разрешения, противоречивых, конфликтных ситуаций, а также функционирования всей системы общественных отношений.

Изучение политологических проблем правовой политики Республики Казахстан на конкретных материалах в условиях обновления, реформировании, модернизации общества позволяет нам внести ряд практических рекомендаций и предложений по совершенствованию правовой политики в стране.

Во-первых, казахстанской интеллигенции, элите, юристам необходимо знать правовую жизнь многонационального казахстанского народа, быть активным проводником в жизнь научной правовой политики и дальнейшего развития справедливости, законности, права и свободы гражданина, человека. Решение этой проблемы требует дальнейшего поиска новых подходов, осмыслений в развитии правовой политики Республики Казахстан.

Во-вторых, представляется необходимым создание научно-исследовательского Центра правовой политики при Президенте Республики Казахстан и издание журнала ,,Правовая жизнь Казахстана’’, где изучались бы проблемы правовой политики, правового сознания, правовой культуры населения, правового государства, гражданского общества и т.д.

В-третьих, настало время создания истории правовой политики Казахстана, где должны быть новые подходы, оценки, решения проблемы и объективно отражены периоды: до присоединения Казахстана к России и после присоединения, социализма, независимости Республики Казахстан.

В-четвертых, необходимо изучать влияние правовой политики Республики Казахстан на формирование гражданского общества в нашей стране. Для этого нужно создать нормативно-правовую базу гражданского общества в Казахстане. По моему представлению, важным шагом в построении гражданского общества в нашей стране должно стать нормативное закрепление этой цели в качестве части общегосударственной политики. Необходимость такого действия вызывается тем, что в Конституции Республики Казахстан не закреплено понятие ,,гражданское общество’’. Чтобы восполнить этот пробел, представляется целесообразным внести соответствующее дополнение в Конституцию Республики Казахстан. Вместе с тем, есть все основания к тому, чтобы рекомендовать, подготовить  и принять Указ Президента Республики Казахстан ,,О правовой политике  в сфере формирования гражданского общества в Казахстане’’, в котором можно было бы предусмотреть комплекс мер в различных сферах общественно-политической жизни страны.

В-пятых, в силу политической актуальности в настоящее время защиты чести, достоинства и доброго имени человека, очевидна целесообразность принятия специального республиканского закона, раскрывающего основные понятия, конкретизирующего право на защиту этих ценностей. Это продиктовано не только социально-политическими обстоятельствами, но и вызвано тем, что, действующее законодательство Республики Казахстан охраняет честь и достоинство не в полном объеме, фрагментарно регулирует отдельные проявления посягательств и ущемления чести и достоинства казахстанца.

В-шестых, настала необходимость преодолеть препятствия на пути конституционности, развития правовой политики государства, формирования правовой культуры населения и правового государства в Казахстане. Для этого необходимо, на мой взгляд, во-первых, обеспечить верховенство Закона, без которого невозможны ни конституционность, ни правовая политика, ни правовое государство, ни высокий уровень правовой культуры ; во-вторых, привести право в соответствие с Конституцией Республики Казахстан, оно должно отличаться совершенством, исключать пробелы и перекосы; в-третьих, перечень прав и свобод человека и гражданина, провозглашаемых Конституцией Республики Казахстан, должен быть наполнен адекватным содержанием; в-четвертых, принцип разделения властей должен трансформироваться из лозунга в неукоснительно соблюдаемую реальность; в-пятых, каждому факту нарушения Конституции Республики Казахстан надлежит давать неотвратимую правовую, политическую оценку; в-шестых, надо установить конкретные виды реальной ответственности за нарушение Конституции Республики Казахстан, невзирая на лица.

В-седьмых, в целях оптимизации электоральной политики Республики Казахстан в системе правовой политики можно внести следующие предложения. Во-первых, к существующим цензам гражданства и возрастному цензу следовало бы добавить – оседлости и образовательный уровень Депутата Мажилиса. Это не может служить ограничением права быть избранным, а станет дополнительным требованием к тем, кто претендует на высокие  посты в государстве, субъекте  Республики Казахстан или в муниципальном образовании. По моему мнению, требования к качественному уровню власти следует формировать уже в избирательном законодательстве. К сожалению, пока в Казахстане доминирует легковесное отношение к претендентам на власть.

Во-вторых, в целях борьбы с «административным ресурсом»  необходимо запретить вносить акимов и их заместителей в списки кандидатов избирательных объединений  или блоков. Дело в том, что эти должностные лица, идущие на выборах в законодательные органы власти первыми в списках, выступают в роли локомотивов, толкающих своей популярностью соответствующее избирательное объединение к победе.

В-третьих,  в Уголовном кодексе Республики Казахстан должна быть прописана норма, где бы четко говорилось о том, что фальсификации во время выборов, в каких бы формах они не осуществлялись, есть ни что иное, как тяжкое преступление перед народом, обществом и должны расцениваться как попытка или реальные действия по «незаконному присвоению власти». Подобные действия по своей сути являются антиконституционными и подлежат уголовному наказанию и политической оценке.

В заключении, можно сказать, что предлагаемые нами соображения, рекомендации и предложения носят, возможно, дискуссионный характер, но важно обратить на них внимание политологов, политиков, философов, социологов и правоведов при формировании и выработке правовой политики Республики Казахстан. Сегодня ждут углубленного изучения следующие политологические проблемы: место и роль правовой политики в политической системе общества и в системе общегосударственной политики; взаимодействие политики и права в Казахстане; соотношение правового сознания с политическим, нравственным сознанием; формирование правовой культуры в системе гражданского общества;  политико-правовые противоречия и механизмы их решения; критерии зрелости правового государства и др. Глубокое изучение этих и других политологических проблем позволит решать вопросы правовой политики Республики Казахстан.

Сегодня перед нашим государством и обществом стоит задача выхода на новый уровень развития правовой политики через системную модернизацию и реформирование политической и правовой системы страны.

 Галымжан Абсаттаров, кандидат политических наук, зам. декана исторического факультета КазНПУ им. Абая.

1072 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Сіздің электронды пошта жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы