• Бизнес & Қоғам
  • 04 Қаңтар, 2013

Инновационный вектор развития Казахстана: проблемы реализации

На сегодняшний день  основной проблемой конкурентного развития  экономики является  обеспечение самодостаточности национальной системы хозяйствования, ее целостности.  Это достигается посредством обеспечения прогрессирующей систематизации  основных элементов хозяйствующей системы, гармоничного взаимодействия основных ее подсистем. Центральным звеном в данной системе  является государство, политика которого направлена, прежде всего, на обеспечение этой целостности, а результатом будет являться формирование конкурентоспособной экономики.  

Одним из главных факторов эффективного функционирования экономики в современных условиях является форсированная модернизация и развитие инноваций.

Послание Главы Государства – Лидера Нации народу «Стратегия «Казахстан  2050»-новый политический курс состоявшегося государства» представляет взвешенную научную  концепция индустриально - инновационного развития нашей Отчизны по великому пути достижения оптимального баланса постоянно нарастающего производства материальных и духовных благ с подъемом уровня жизни и культуры народа для взлета к высотам мировой цивилизации.  

Стратегическое направление правильное, но в ее реализации необходимо  учитывать ряд факторов и особенностей функционирования национальной системы хозяйствования.  В частности, речь идет о том, что существуют отличия между инновационным развитием зарубежных стран и казахстанской практикой.  Если в развитых странах инновации являются имманентной частью предпринимательского сектора, следствием и в то же время рычагом движения развитого  конкурентного механизма экономической системы, то в Казахстане сложившийся способ производства национальной системы не предполагает заинтересованности у частного капитала в инновациях. Это связано с тем, в первую очередь, что предпринимательство сконцентрировано в основном в сфере обращения (торговля, банковская сфера) и добывающем секторе, которые располагают к ограничению инноваций в силу своей специфики. Речь идет о  том, что в этих сферах и без инноваций можно получить достаточно быстро высокий доход.  

Реальный сектор, который является основой для широкомасштабного внедрения  инноваций, в Казахстане развит недостаточно.

Тогда как в зарубежных странах, например в  странах Юго-Восточной Азииосновной акцент при реализации инновационной политики делается на малые и средние инновационные предприятия. В Японии их число составляет 99 % общего числа предприятий, а их доля в ВВП страны достигает 52 %, или 3 трлн долларов США. Как показывает опыт зарубежных стран, финансируются только те разработки, где существуют тандем «исследовательское учреждение - малое инновационное предприятие» и реальная перспектива создания наукоемкого продукта и продажи его на рынке. ВСША, например, большая часть федеральных научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) проводится через контракты и гранты негосударственными организациями. В Германии был использован опыт развития инкубаторов США, научных парков Великобритании, Франции. С начала 1980-х гг. в стране был сделан акцент на создание сети региональных инновационных фондов с постепенным перенесением центра тяжести инновационной деятельности на малые и средние предприятия.

Т.е., опыт зарубежных стран показывает, что национальная инновационная система будет эффективной в том случае, если в стране присутствует развитый реальный сектор, представленный субъектами предпринимательского сектора и культура восприятия обществом инноваций.

В условиях глобализации инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, квалификации кадров, методов управления, являются объективной необходимостью. Концепция Инновационного развития  Республики Казахстан до 2030 года разработанная по инициативе Президента Казахстана, является      концептуальным документом, на базе которого разрабатываются и воплощаются в жизнь специальные отраслевые программы. Его востребованность обусловлена необходимостью в преодолении зависимости от сырьевого сектора и ориентации на выпуск готовых высокотехнологичных товаров и услуг. Государство, таким образом, активизировало свою деятельность по внедрению инноваций в экономику страны.

Однако, необходимо отметить, что инновационная деятельность в республике пока не является источником повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке. Несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, заметного прорыва в области инновационного развития экономики страны не произошло. Как видно из таблицы, доля инновационной продукции по отношению к ВВП в целом показывает положительную динамику, однако, является очень незначительной по своему значению. Так, в 2011 году доля  инновационной продукции по отношению к ВВП  составлял всего 0,86% .

 

Таблица № 1. Доля инновационной продукции по отношению к ВВП, %

  2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Доля инновационной продукции в ВВП, % 1,27 1,58 1,53 1,19 0,69 0,51 0,66 0,86
Источник:Агенство по статистике РК, http://www.stat.kz/digital/nayka_inov/Pages/default.aspx

 

Государственные программы инновационного развития национальной экономики имеют активный потенциал внедрения, однако расходы на научно-исследовательские проекты пока составляют незначительную долю в ВВП страны, так за последние годы расходы Казахстана на НИОКР в среднем составляли 0,25% от ВВП. В 2011 году расходы составили 0,16 % от ВВП, в то время как данный показатель составляет вЯпония -3,3%, Корее - 3,64%, США - 2,7%, Китае - 1,44% от ВВП страны, а в среднем в странах ОЭСР - 2,24%.

Динамика уровня активности предприятий в РК в области инноваций представлена положительным трендом. Однако, опять же в абсолютном значении эти цифры не свидетельствуют о реальных результатах непосредственно в сфере практической реализации инновационных проектов. Если в 2003 году уровень инновационной активности составлял 2,1%, то  в 2011 году  этот показатель представлен  5,7% (табл.2), в то время как в Германии этот показатель составляет – 80%, в США, Швеции, Франции - около 50%, в России – 9,1%.

 

Таблица №2 Уровень активности предприятий РК в области инноваций, %

  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Доля инновационной продукции в ВВП, %  2,1 2,3 3,4 4,8 4,8 4,0 4,0 4,3 5,7
Источник:Агенство по статистике РК, http://www.stat.kz/digital/nayka_inov/Pages/default.aspx

 

Если проанализировать региональный срез активизации инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, то опять таки можно сделать вывод о том, что в регионах с наличием действующего реального сектора наблюдается  повышенная инновационная активность.  Так, лидерамминновационно потенциальных и активных регионов страны являются Павлодарская, Западно-Казахстанская области, их инновационная активность составляет 6,92% и2,15% соответственно. В Западно-Казахстанской области в рамках Программы индустриально-инновационного развития на 2006-2008 годы реализовано 8 проектов стоимостью порядка 10,6 млрд.тенге, в том числе:  в АО «Уральский завод «Зенит» изготовлен головной образец судна проекта «Барс» - «Сардар» водоизмещением 200 тонн; в АО «Приборостроительный завод «Омега» освоен процесс изготовления и монтажа электрощитов распределения и управления электроэнергией низкого напряжения; в АО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания» налажен выпуск высокотехнологичного оборудования для подготовки нефти к транспортировке АО «НК «Казмунайгаз»; в АО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания» в г. Жана-Озен создана производственная база для выполнения всех видов монтажных работ и сервисного обслуживания, имеющегося в регионе нефтегазового оборудования и т.д.

            В рамках региональной Программы развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в Западно-Казахстанской области на 2006-2014 годы реализовано 7 проектов, в том числе:  бетонный завод мощностью 360 тыс. куб. м. бетона в год» (ТОО «СВ плюс»); завод по производству красного керамического кирпича, мощностью 30 млн. шт. в год (ТОО «БилдингМатериалз Компани»); СККП ТОО «Базальт-Волокно» реализован проект «Производство теплозвукоизоляционных материалов из базальтового волокна» мощностью 5 тыс.тонн в год; АО «Западно-Казахстанская корпорация строительных материалов» совместно с АО «Инвестиционный фонд «Казахстана» реализован I этап проекта  «Создание новых производств с целью расширения номенклатуры строительной продукции в Западно-Казахстанской области». В рамках I этапа введена линия по производству строительной и технологической извести высокого качества мощностью 45 тыс.тонн в год и сухих строительных смесей мощностью 15 тыс.тонн в год и др.

Павлодарская область показывает самый большой выпуск инновационной продукции, так в данной области реализуются 42 проекта на сумму 722,2 млрд. тенге. В рамках ГПФИИР  в прошлом году были введены такие проекты, как вторая очередь электролизного завода, хлорощелочное производство, введенное по новой экологичнойхай-тек технологии на мембранной основе. В Экибастузе в этом году был введен завод по производству грузовых вагонов. По итогам 9 месяцев этого года Павлодарская область по освоению программы Дорожной карты бизнеса-2020 по республике вышла на первое место.

Тогда как, в аутсайдерах находятся  преимущественно сельскохозяйственного направления  Кызылординская область, специализирующаяся на  строительной отрасли и услугах Астана и  сосредоточенная на  нефтедобыче  Атырауская область (показатели критерия «инновационная активность» в данных областях составляет 0,30%, 0,98%, 0,04% соответственно)

Важным фaктором, лимитирующимактивизацию инновационной деятельности, является недостаточное следование принципу систeмности. Речь идет о необходимости соблюдения определеннойсoразмeрностииннoвационнoй и производственной сфер. В инновационной пoлитике, зачастую не учитывается тот факт, что в инновационном процессе главным субъектом являются прeдприятия.  В национальной программе фoрмирования и развития НИС условиям появления  инновационно активных прeдприятийудeляетсянeзначительное внимание. В отечественной экономике небольшое количество инновационных предприятий, практически нет крупных хозяйствующих структур в данной области, нет среды и структурной технологии для зарождения инноваций.

Так, подaнным Нaциональнoго научного фонда США, нa кaждый вложенный в исслeдования   и разрабoтки доллaр фирмы с числeнностью до 100 человек вывoдят на рынок в 4 рaзабольшe инноваций, чем компании с числом рабoтающих более 1000 человек. Срoкиразрабoткииннoваций в мелких стрyктурахсoставляют в срeднем 2 года, а крyпных - 4 года.  Несмотря на то, что оснoвной наyчный потенциал промышленнo  развитых стран сосредоточен в бoльших компаниях, малые и средние предприятия занимают ведущие пoзиции в генерировании новoвведений, тем самым достигается высокая специaлизaция и дивeрсификацияэкoномики.

Еще одним из существенных факторов, негативно характеризующих положение национальной экономики в инновационном развитии, является  тот факт, что инновациoннаядеятельнoсть Казахстана в оснoвномосуществляeтся посредством привлечения прямых инoстранных инвестиций. С одной стороны, есть положительный эффект в виде приобретения новых технологий, лицензий, с другой стороны – такая тенденция вызывает зависимость страны от зарубежных технологических разработок, снижает навыки к инновационной деятельности отечественных субъектов хозяйствования.

Данные результаты реализации инновационного вектора развития свидетельствуют о наличии специфики развития национальной системы хозяйствования, которое было изложено выше. Несмотря на эти сложности в условиях глобализации развитие инноваций является объективной необходимостью, и задействовать этот процесс вынуждено государство. Однако, активизация инновационной деятельности со стороны государства, так как это воздействие извне, приводит к двойственному эффекту: с одной стороны, данная позиция государства является объективной необходимостью, с другой стороны, активные действия государства по внедрению инноваций в частном секторе способствуют потери навыков инновационного ведения бизнеса.

 Инновации, активизированные таким образом, будут являться инородным элементом в системе функционирования частного  бизнеса, навязанным ему сверху. А инновации являются естественным следствием развития целостной системы хозяйствования. Поскольку в национальной экономике эти процессы не наблюдаются, имеет место прогрессирующая изоляция, а значит снижение конкурентоспособности. И этот факт является основанием для активизации государственной политики стимулирования инноваций в любом случае. Положительный эффект от внедрения инноваций под влиянием государства, на наш взгляд, превзойдет отрицательные последствия от вмешательства государства в данные процессы.

В этом плане необходимо развивать те формы активизации деятельности предприятий, которые будут усиливать их позиции, удовлетворять потребности и интересы отечественных макросубъектов. Смена модели экономического развития должны быть связана с настройкой системы государственного управления всего процесса расширенного воспроизводства, начиная с фазы научно-технической подготовки воспроизводства и заканчивая конечным потреблением.  В данной связи необходимо усилить факторы инновационного роста посредством разработки эффективного механизма законодательного, налогового, финансового обеспечения инновационных процессов. Данный этап представляет собой проведение крупного структурного разворота казахстанской экономики с учетом современных тенденций  в мировом хозяйстве. Речь идет по существу о необходимости разработки стратегии новой индустриализации, рассчитанной на долгосрочный период реализации. Должен сработать эффект «инновационного мультипликатора», который позволит задействовать совокупность потенциально возможных научных, технологических, институциональных нововведений, благодаря которым сформируется экономика самодостаточного типа.

Итак, Стратегия «Казахстан-2050» станет верным компасом в эффективном движении Отчизны к новым великим свершениям на благо народа.      

Р.Т.Дуламбаева, д.э.н., профессор каф. экономики КазНУ им. аль-Фараби

674 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы