• Бизнес & Қоғам
  • 14 Ақпан, 2013

ПОДГОТОВКА КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

В условиях трансформации экономики Казахстана требуются соответствующие кадры, способные эффективно осуществлять свою трудовую деятельность в высоко конкурентной рыночной среде.

Это вызывает потребность не только в глубоких знаниях развития закономерностей в сфере макроэкономики, но и в умении применять их на практике, т.е. в приобретении навыков у кадров нового поколения в увязке систематизированного теоретического материала с практикой работы по конкретным микро и макроэкономическим моделям.  

Наличие данной потребности исходит из того, что в современном экономическом мире все больше начинает возрастать роль стратегического менеджмента. Создать систему которого без использования имитационных моделей не возможно, поскольку все виды хозяйственных рисков на любом уровне иерархической структуры управления преодолеваются лишь тогда, когда они заранее спланированы, проанализированы и оценены по перспективам своего преодоления.

Следовательно, и кадры для проведения подобных работ на практике должны иметь соответствующие знания и подготовку, формулирующих конкурентоспособного для этих условий специалиста.

Но для многих студентов, проходящих подготовку для экономической деятельности, изучения курса «Макроэкономики»  является сложным процессом, а приобретение навыков путем решения задач и построения графиков малопривлекательным. Отчасти эту проблему можно решить осуществления изучение данного курса при помощи компьютеров, с которым молодежь работает с удовольствием, так как уже четко осознает их роль в современном информационном мире.

Однако такое обучение, как показывает практика преподавательской деятельности в области изучения дисциплины «Макроэкономика» казахстанскими студентами может проводиться лишь в виде семинаров и в форме СРСП, но никак не заменять собой лекций и самостоятельную работу студентов. Следовательно, возникает проблема, как сделать лекционный материал более интересным и доступным для студентов. Для этого, прежде всего, педагог должен стать новатором и уметь активно использовать инновации в обучениях, как новое оружие или инструменты.

Инновационные методы обучения – это методы, которые несут в себе новые способы установления взаимодействия в отношения «преподаватель- студент». Для того чтобы они стали эффективными, их надо применять не периодически, а на каждом конкретном занятии.

Это усложняет работу преподавателя и требует от него значительных дополнительных трудовых затрат. Но в современном мире подобные затраты все более становиться необходимыми и обоснованными, так как повышение качества знаний у студентов и их эффективности напрямую зависит от умелого подбора, и использования разнообразных методов обучения формирующих комплекс инновационных мер воздействия педагога на студента.

Такие методы могут воплощаться на практике разными способами: в виде организации политики, подготовки студентами эссе, в выступлениях студентов вместо преподавателей с одновременной корректировкой содержания доклада со стороны педагога, в самостоятельной  разработке студентами деловых ситуации, кейсов и совместном решений их с помощью компьютеров и т.д.

Главным в построении инновационных форм обучения должно стать то, чтобы весь комплекс инструментов, используемых преподавателем, был направлен на:

- принудительную активизацию мышления, когда обучаемый субъект вынужден быть активным независимо от его желания;

- повышения степени мотивации приобретения знаний, роста эмоциональности и творчества со стороны студентов в этом процессе;

-  постоянное взаимодействие преподавателей и студентов посредством устанавливаемых прямых и обратных связей;

- установление преимущественного развития профессиональных, поведенческих и интеллектуальных знаний и навыков в сжатые сроки;

- рост активности в сознании, понимании и способах действий, в создании форм обучения, работающих на опережение.

С этих позиций проведение лекции, в какой то форме может носить традиционный характер, но быть разбавленным умением преподавателя вносить в их содержания элементы спора и дискуссий методом заранее подготовленных провокационных вопросов и поиска правильного ответа на них способом участия в обсуждении всей аудиторий.

Главным в этом процессе должно быть то, чтобы в аудитории не возникла «анархия», то есть от преподавателя требуется наличие умения модератора, как человека умеющего управлять любым собранием или обсуждением проблем. Иные требования должны быть реализованы преподавателем при самостоятельной работе студентов или в период проведения практических (семинарских, лабораторных) работ, если преподаватель претендует на звание педагога новатора.

Особенно данные требования возрастают, если учебное заведение формирует у себя систему дистанционного обучения при помощи компьютерной техники. Дистанционное обучение для Казахстана является весьма перспективным, если учесть что территория Казахстана занимает 2724,9  квадратных километра, население на этой территории расселено не равномерно плотностью на 1 квадратный километр – 5,5 человек, сельское поселения находятся далеко от городов, а на селе проживает около половины (43,7 %) населения страны (1).

В этих условиях получение образования сельской молодежью в учебных центрах Казахстана весьма затруднительно так как, если учесть, что доходы сельского населения являются самыми низкими в стране, а обучение в основном осуществляется на коммерческой основе, то и просто невозможно. Естественно, что при низком уровне доходов сельчане не в состоянии обучаться в городах Казахстана. Отчасти эту проблему решает правительство страны, устанавливая преимущество государственных грантов для сельской молодежи. Поэтому дистанционное обучение способно не только стать инновационной формой образования, но и решить многие проблемы сельской молодежи страны. Но это требует повсеместной компьютеризации и определенной серьезной методической работы со стороны преподавателей.

Так, например, почти во всех национальных  вузах страны и в большинстве коммерческих образовательных структурах обучающиеся имеют возможность получать на кафедрах нужную им информацию на электронных носителях, общаться с преподавателями по электронной почте. В ведущих университетах Казахстана широко используется электронные дневники, компьютерное итоговое тестирование, наличие текста лекций и раздаточного (наглядного) материала в  виде компьютерной информаций, предоставляющей возможности студентам заниматься самообразованием. Однако для полноценного дистанционного обучения этого не вполне достаточно, потому, что дистанционное обучения – это в первую очередь модульное обучение, при котором студент должен сам выбрать путь освоения предложенной ему программы по этапам в силу своих возможностей и потребности. А это требует еще более кропотливой методической работы со стороны преподавателей.

Первоочередной проблемой, в Казахстане является то, что преподаватели не имеют стимулов для проведения подобной работы. Дистанционное компьютерное обучение, как модульная система, требует своей взаимосвязи с другими элементами педагогического комплекса, оно требует практически индивидуальной работы с обучающимися. При этом функции педагога должны варьироваться от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих.

Поэтому педагогам нужно вести на каждого студента технологическую карту, которая должна позволить увидеть, какой объем работы студентом уже проделан, на каком этапе обучения он находится, выдерживаются ли сроки сдачи работ по траектории освоения дисциплины и т.д. Для этого предварительно каждый педагог должен заранее готовить соответствующий оперативно-календарный план и заносить его в каждую отдельно взятую технологическую карту студента. С такой работой  самому педагогу справиться сложно.

Поэтому для освоения функции отслеживания этапов прохождения студентами образовательного процесса, все преподаватели должны своевременно проходить курсы переподготовки и повышения квалификации. Особенно если речь идет о молодых преподавателях. В Казахстане подобный процесс был проведен массово, при переходе с традиционной в кредитную систему обучения.

 Каждое учебное заведение этот вопрос решает самостоятельно. Кроме того  дистанционное обучение может быть организовано и путем киносъемки отдельных лекций, других видов занятий, записи их при помощи аудио и видео техники.

Но это также требует своей организации и выделения для этого финансовых ресурсов, которыми большинство учебных заведений Республики Казахстан в достаточном объеме не обладает. Следовательно, без соответствующего финансового подкрепления сложно реализовать новые образовательные цели, новые учебные задачи, ориентированные на новые требования изменившейся жизни и предпринимательской практики.

 В то же время вряд ли можно подготовить конкурентоспособного специалиста для его будущей эффективной деятельности в опоре на старые традиционные методы обучения и способы усвоения знаний. Поэтому подготовка кадров нового поколения должна рассматриваться не только как стратегия отдельных учебных учреждений, но и как всеобщая государственная задача, без решения которой на комплексной основе вряд ли можно добиться тех результатов, которых ожидает страна от своих образовательных структур и всей системы образования в целом.

Список использованных источников:

1. www stat. kz

2. www TNS – global. kz

3. Морева Н.А. Технологии профессионального обучения.- М. Академия, 2005

Тлеужанова М.А. кандидат экономических наук, доцент, директор Центра научных исследований и развития

АО «Финансовая академия»

300 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Сіздің электронды пошта жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Қуантайұлы Нұржан

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редакторы