• Бизнес & Қоғам
  • 06 Маусым, 2013

Социально-психологические аспекты взаимодействия преподавателей и студентов в образовательном процессе

Одним из необходимых условий повышения качества подготовки специалистов является создание студентам «нормальной среды обитания», здорового социума, который будет способствовать их желанию и стремлению  получить знания и элементарные профессиональные навыки.

Поскольку главным действующим лицом в образовательной системе являются студенты, мы должны позаботиться о том, чтобы им было интересно и комфортно в нашей среде, хотя не следует забывать и о преподавателях .
Нормальный психологический климат так же важен, как и содержательный учебный материал, новая, эффективная методика преподавания. Поэтому возникает тема совместимости преподавателя и отдельного студента, а также преподавателя и учебной группы. Несовместимость же, неумение найти психологический подход к обучаемому вызывают конфликты, нервные срывы у обеих сторон или субъектов образовательного процесса.
Прежде всего, необходимо разобраться в причинах конфликта, и не столько локальных, сколько глобальных.
Произошли изменения в самой системе обучения. Переход к новой инновационной модели показывает неподготовленность к ней (прежде всего психологическую) как преподавателей, так и обучаемых, но даже в большей степени преподавателей.
Признано, что самыми консервативными и наиболее стойкими по отношению к новому во все времена были и остаются люди в педагогической системе. С одной стороны, это хорошо, так как сохраняется преемственность традиций и происходит передача апробированных временем знаний и умений. С другой стороны, – тормозит процесс адаптации молодого поколения к новым условиям, особенно в период быстрых социальных перемен. Преподаватель, как и любой человек живет в определенной системе координат, заданной предыдущими знаниями, и редко реагирует на происходящие изменения, а конкретная ситуация меняется.  За сорок лет работы могу это констатировать, не желая никого обидеть. С большим сопротивлением педагоги воспринимают инновации: это и информационные системы, и интерактивные методы обучения, и новые подходы к программированию. 
Студенты же наоборот быстро адаптируются к новой среде, воспринимают новые идеи и «ценности», хотя последние не всегда являются таковыми. В молодом поколении обучаемых произошли изменения как в позитивном отношении, так и в негативном плане.
Молодежь стала более прагматичной, ориентированной на рынок, более смелой и раскрепощенной, в ряде случаев – более продвинутой; отдельные из них даже лучше некоторых преподавателей владеют компьютерными технологиями и знаниями иностранных языков; они очень информированы, имеют достаточно широкий кругозор. 
К числу недостатков следует отнести часто проявляющиеся дерзость и неуважение к старшим, ориентацию на такие критерии благополучия, как материальная обеспеченность, свобода нравов. Интеллектуальное «голодание», на мой взгляд, вызвано нежеланием читать, причем не только художественную литературу, но и СМИ. В сети Интернет у них свой перечень сайтов, вызывающих интерес, но это редко бывают новости.
В целом  же, несмотря на указанные негативные проявления, студенты стали  более креативными, творческими личностями, самостоятельно мыслящими людьми.
Таким образом, социально-психологическая несовместимость обучающих и обучаемых может быть вызвана различием позиций у обеих сторон к инновациям, что часто приводит к конфликтам. Современную молодежь уже трудно чем-либо запугать, удивить и даже вразумить. Их необходимо постоянно заинтересовывать. Поэтому менторский, нравоучительный тон должен уйти в предание. Разговор и общение могут идти «на равных», как соратников, партнеров. Учебный материал необходимо насыщать самой актуальной информацией, а преподносить – в нетрадиционных интересных формах.   
В современной образовательной деятельности существует проблема студента (учащегося), но не менее важная проблема преподавателя.
Социальные психологи считают, что наиболее распространенный тип преподавателя – «преподаватель стандарт», который знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам.
Среди преподавателей выделяются следующие группы:
1. Преподаватели – «вечные студенты»: понимают учащихся, видят в них личности, охотно дискутируют, обладают высоким интеллектом и профессионализмом.
2. Преподаватели – «бывшие военные», пытаются установить военную дисциплину, под словом «дисциплина» понимают тотальное, безоговорочное принятие их точки зрения, ценят подчиненность, а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность «я» студента путем административных мер.
3. Категория преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам делать все, лишь бы им не мешали.         
Поэтому возникает противоречие между жизненной позицией преподавателя и студента, которые перестают воспринимать прежний тон, обращение «с высока», месть, запугивание и другие уже ненормально воспринимаемые нормы  взаимодействия.  Самое большое удовольствие для некоторых преподавателей  - экзамен, чем они в течение всего учебного года или семестра запугивают обучаемых. 
По-прежнему, большинство преподавателей, придерживаются авторитарной педагогики или педагогики тотальной требовательности и угроз («если не выучишь», «если не сдашь» и др.).  Для реальных прогрессивных изменений этот подход не только не желателен, но и недопустим. В результате ухудшается самочувствие у тех и других.
По данным статистики 45-50% студентов (учащихся) имеют хронические заболевания, более 50% преподавателей испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность, страдают неврозами.
Напрашивается вывод: надо пересматривать уровень взаимодействия  преподавателей и студентов (учащихся) как на занятиях, так и во внеурочной среде.
Следует проанализировать и в отдельных случаях изменить характер взаимоотношений.
1. Для студентов авторитетом является высокий профессионал, компетентный педагог, который может ответить на любой вопрос, даже не связанный с учебной дисциплиной.  Как правило, такому педагогу не посмеют дерзить. Необходимо свободное изложение материала, оперативное его обновление.
2. Привязанность преподавателя к тексту закрепляет студентов во мнении, что так должно быть, и они не стараются учиться.
3. Даже при высокой требовательности к знаниям следует быть объективными. Большинство учащихся считают, что их незаслуженно недооценивают, и 80% конфликтных ситуаций возникают по этой причине.
4. Если обучаемые отвлекаются на занятиях постоянными разговорами, то их надо заинтересовать, а не злоупотреблять регулярными замечаниями. Ничто так не раздражает, как нравоучительный тон.
5. Студенты (учащиеся), особенно младших курсов нуждаются в поддержке и понимании, что является показателем их уважения , которые никогда не пожелают ничего плохого такому преподавателю.
6. Если  возникает конфликтная ситуация, то следует вести себя достойно, и никогда не опускаться криками, местью, оскорблениями до уровня студентов. Нужно изучать психологию и постараться разряжать такую ситуацию.
• на высокий тон студента реагировать более низким тоном;
• в ответ на нелестную характеристику, данную студентом (учащимся) в  адрес преподавателя, проявлять выдержку и реагировать мудрым изречением, пословицей и даже уместным анекдотом, во всех случаях подключая юмор;
• никогда не показывать студентам (учащимся) свою слабость (слезы, ухудшение самочувствия и др.);
• уважительно приветствовать студентов (учащихся), подчеркивая отношения партнерства. (коллеги, господа, делая акцент на слове «уважаемые»);
• никогда не обращаться за поддержкой к группе при возникновении конфликтной ситуации с одним учащимся, так как группа чаще будет с ним солидарна, а ситуация только усугубится; не призывать на помощь коллег, администрацию, стараться разрешить проблему самостоятельно;
• не призывать в свидетели других студентов, что может  поставить их в затруднительное положение. Кроме того, могут быть спровоцированы нежелательные качества учащихся;
• стараться пресекать на корню конфликтную ситуацию, чтобы она не переросла в конфликт, иначе будет потеряно много драгоценного учебного времени, а результатом станут  стрессы и неврозы;
• не опускаться до мести студенту низкой текущей или экзаменационной оценкой, так как проявятся не только  непрофессионализм преподавателя, но и его негативные качества и др.
Конечно, виной нездоровых взаимоотношений могут быть и студенты, которые часто провоцируют преподавателя, ведут себя вызывающе и не проявляют интереса к учебе. Снижение общекультурного уровня отразилось и на молодых, а недостаточная развитость сферы чувств вытесняет не только понимание, но и знания.
Но какой бы ни была наша молодежь, мы должны выполнять свою образовательную миссию и  удовлетворять потребности пользователей наших услуг. Наша задача, чтобы качество на выходе оказалось существенно выше, чем на входе, а эту задачу может решить преподаватель.  

Н.Колебаева, 
доцент Академии
банковского дела

548 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы