- Бизнес & Қоғам
- 27 Қазан, 2011
Актуальные вопросы технического оснащения сельского хозяйства Республики Казахстан
Повышение производительности труда в АПК Республики Казахстан невозможно без реализации единой технической политики в этой области, неразрывно связанной с комплексным решением вопросов технического оснащения субъектов АПК.
До начало 90-х в предприятиях республики выпускали 27% наименовании сельскохозяйственной техники от всей потребности сельского хозяйства. Такие заводы, как «Казахсельмаш» и «Целинсельмаш» как флагман внедрения противоэрозионной технологии возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивали не только СССР, а также экспортировали свои продукции в 26 стран Азии и Африки. Павлодарский тракторный завод начал выпускать более новые модели гусеничных тракторов.
При реализации государственной технической политики в АПК следует принимать во внимание, что для производства, переработки и хранения растениеводческой и животноводческой продукции агропромышленному комплексу Казахстана необходимо иметь более 1 200 моделей и модификаций сельскохозяйственных машин и оборудования, по каждому из них потребность исчисляется тысячами и десятками тысяч штук. Сегодня в республике насчитывается около 150 тыс. тракторов, 45 тыс. зерноуборочных комбайнов и более 300 тыс. единиц сельскохозяйственной техники и навесного оборудования. При этом, например, только 7% тракторов, 27% комбайнов, 10% сеялок и менее 1% почвообрабатывающих орудий имеют возраст до 10 лет. Ежегодный уровень обновления по тракторам составляет около 1%, комбайнам 2,2%, почвообрабатывающим орудиям 0,1%, при требуемых 5-8% с учетом приобретения высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции. Как видно, в целом, состояние парка сельскохозяйственной техники неудовлетворительное и при существующих объемах приобретения новой техники его полное обновление невозможно.
Потребность в сельскохозяйственной технике и технологическом оборудовании удовлетворяется частично и за счет импорта, при этом отечественные производители обеспечивает не более 1% от общей потребности. Неконтролируемый технически и технологически, а так же нерегулируемый со стороны государства импорт сельскохозяйственной техники и технологического оборудования без учета почвенно-климатических факторов, адаптации к местным условиям и надлежащего сервисного сопровождения усугубляет проблемы в этой сфере.
Что касается создания совместных предприятий (СП) по выпуску сельскохозяйственной техники за последние 10 лет, которые неоднократно предпринимались частным бизнесом, в том числе по отдельным проектам при поддержке Правительства РК, то они, как правило, оказывались нежизнеспособными. Например, предприятия созданные совместно со странами СНГ
- Россией по сборке гусеничных тракторов Т- 95,4 на базе АО «Павлодарский тракторный завод» (2000-2002гг.), зерноуборочных комбайнов «Нива» на базе АО «УралАгрореммаш» (г.Уральск, 2004-2005гг.);
- Украиной по сборке тракторов «ЮМЗ» на базе АО «УралАгрореммаш» (г.Уральск, 2003-2004гг.), зерноуборочных комбайнов на базе АО «Завод малолитражных двигателей» (г.Петропавловск, 2000-2003гг.), посевных комплексов «Хорш» на базе Аккольского автобусного парка (г.Акколь Акмолинской области, 2007-2008гг.);
- Беларуссией по сборке тракторов «МТЗ» на базе АО «Павлодарский тракторный завод» (2005г.) и АО «Павлодарский завод спецавтомашин» (2006г.) провалились из-за недоработки данных проектов бизнес-структурами и экономической незаинтересованности стран-производителей постсоветского пространства в развитии машиностроения в РК. Все попытки сводились только к импорту Казахстаном комплектующих агрегатов с последующей отверточной сборкой и не имели перспективы из-за полной зависимости производства от ввоза, стоимости и качества комплектующих.
Если на уровне государстве не принять определенные меры, то аналогичная ситуация может развиваться по начатым в 2009 году совместному выпуску с Республикой Беларусь колесных тракторов МТЗ-80/82 на заводе ТОО «СемАЗ» (г.Семей) и с Китайской Народной Республикой тракторов марки «ЮТО-Арлан» на Уштобинском опытно-механическом заводе (г.Уштобе, Алматинская область).
Вместе с тем, зависимость дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности АПК Казахстана от импорта сельхозмашин и оборудования очевидна. Поэтому назрела необходимость реализации в Казахстане собственной стратегии сельскохозяйственного машиностроения с привлечением в нашу страну крупных мировых трендов, с участием иностранного капитала и государственного холдинга «КазАгро» и др.
Необходима разработка системы мер по привлечению и экономическому стимулированию иностранных фирм в сельхозмашиностроение в Казахстане. С учетом успешного опыта Китая, Турции, Южной Кореи и других стран такими мерами могут быть организация специальных экономических зон, инвестиционные преференции для инвесторов, а также заключение между инвесторами и институтов развития АПК (НУХ КазАгро, АО КазАгроФинанс) долгосрочных договоров финансового лизинга по реализации продукции инвесторов как ыв РК так и за ее пределами.
Считаем также целесообразным установить со стороны государства критерии отбора будущих производителей и потенциальных инвесторов сельхозмашиностроения. Основными критериями может быть:
первое – достижение в производстве доли казахстанского содержания до 50 % в течение 5 лет,
второе – сопровождение производства созданием сервисных центров и складов запчастей во всех регионах (районах) республики, где имеется более 50 ед. техники данного производителя,
третье – экспорт до 20% продукции выпускаемой в РК.
К приоритетному направлению сельскохозяйственного машиностроения в Казахстане следует отнести разработку и внедрение системы машин для интенсивного земледелия с применением энерго- и ресурсосберегающих технологий. Следует отметить, в стране на площади более 12 млн. га внедрена нулевая и минимальная технология возделывания сельскохозяйственных культур с применением почвообрабатывающее- посевных комплексов (ППК), к сожалению импортного происхождения. И это происходить в стране, которая была одним из пионеров внедрения нулевой технологии и производства комплексов машин для этой технологии.
На наш взгляд с экономически точки зрения с учетом спроса АПК , необходимо принять меры по развитию отечественного производства почвообрабатывающе-посевных комплексов (ППК) для минимальной и нулевой технологий обработки почвы, разработанных казахстанскими учеными применительно к почвенно-климатическим условиям нашей страны. Такого рода машины широко применяются на Севере республики и постепенно начали внедряться на Юге и Юго-Востоке страны. Однако капельное выделения финансирование на исследования и разработку ППК (около 10-20 млн. тенге ежегодно) не дает до сих пор желаемого результата, не возможно организовать НИИОКР с использованием передовых мировых достижении науки и производства. Наши расчеты показывают, что ежегодно казахстанские фермеры приобретают сельхозтехнику на сумму более 1 млрд. долл. и естественно на их реновацию и ремонт тратить более 100 млн. долларов США. Отсюда следует, при выделения для НИИОКР ежегодно 10% от тех затрат, отчисляемых на реновацию и ремонт импортной сельхозтехники, то страна через 3-5 лет начал бы получить современные составляющие для ППК.
Существенным фактором, сдерживающим производство сельскохозяйственных машин и оборудования в республике, является отсутствие производства специальных сортов стали, необходимой для изготовления их рабочих органов и несущих рам. В качестве начала решения этой проблемы предлагается создать на базе Казахского НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства АО «КазАгроИнновация» в организационной форме консорциума Республиканский межотраслевой научно-практический центр (МНПЦ) по производству специальных сортов стали. В консорциум предлагается привлечь мировых и отечественных производителей стали и сельхозтехники, отечественные научные центры в области металлургии и стали, а также ученых и практиков металлургов, сельхозмашиностроителей из ближнего (Россия, Украина) и дальнего зарубежья (Финляндия, Япония, Индия, Польша). Специалисты из зарубежных стран имеют значительные результаты в улучшении качества рабочих органов сельскохозяйственных машин.
Затраты на функционирование МНПЦ предлагается определить после предварительных переговоров со специалистами, в том числе зарубежными. Выполнение поставленной задачи по производству специальных сортов стали создаст условия для прорыва в области экспорто-ориентированного сельхозмашиностроения в РК.
Критическое значение для дальнейшего технического и технологического перевооружения отраслей АПК новейшими машинами и оборудованием имеет научное обеспечение развития механизации и электрификации АПК, которое сегодня, на наш взгляд, поддерживается государством на недостаточном уровне. Роль Казахского научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства (КазНИИМЭСХ) АО «КазАгроИнновация» в решении вопросов научного обеспечения технической политики в АПК должна быть усилена. В настоящее время в головном институте КАзНИИМЭСХ работают только 27 научных сотрудника, износа производственных и лабораторных зданий превышает 50%, в течение последних 30 лет не проводился их капремонт. По институту и в целом по Казахстану сокращены НИОКР по важнейшим направлениям - механизация и электрификация процессов в животноводстве, эксплуатация и сервис сельскохозяйственной техники и оборудования. Тематика института не охватывает такие актуальные инновационные направления, как прогнозные исследования уровня технической оснащенности сельского хозяйства и выявление приоритетных направлении и форматов технического оснащения АПК РК , материаловедение в сельхозмашиностроении и др.
Назрела необходимость создания условий для достижения отечественной агроинженерной наукой современного уровня и ориентирование её на нужды производства, на решение конкретных задач модернизации и повышения конкурентоспособности АПК, требуется полное переоснащение лабораторий спецтехникой, приборами, оргтехникой и станочным оборудованием, пересмотреть комплектации штата института.
В реализации единой технической политики в АПК деятельность КазНИИМЭСХ, помимо научных исследований в данной сфере, предлагается сконцентрировать в следующих направлениях:
- разработка Системы машин и определить критерия выбора приоритетного (даже Национального) направления развития собственного производства сельхозмашиностроения и формата технического оснащения АПК для МСХ РК;
- создание опытных образцов сельхозмашин и оборудования с использованием современных аналогов и результатов, совместного исследования с ведущими фирмами мира;
- проведение предварительной экспертизы и по необходимости обеспечение научного сопровождения проектов по создаваемому производству сельскохозяйственной техники и оборудования с оценкой их использования применительно к условиям Казахстана с оценкой их использования применительно к условиям Казахстана с привлечением ученых и независимых экспертов;
Принятие вышеперечисленных мер позволить создать в стране научный центр по координации всех заинтересованных организаций Казахстана по научному и инновационному обеспечению аграрных отраслей регионов страны в реализации государственной технической политики в АПК и электрификации сельского хозяйства в лице КазНИИМЭСХ с 70 летней историей.
Для системного решения проблем существующих в области технического перевооружения АПК предлагается усовершенствовать и усилить действующее законодательство в области единой технической политики в АПК, так как передача вопросов крупного сельскохозяйственного машиностроения от Министерства сельского хозяйства РК в ведение Министерства индустрии и новых технологий РК привела к нарушению принципа неразрывности и последовательности в реализации процессов создания, производства и внедрения новых сельскохозяйственных машин и оборудования, а такая важная и значимая сфера деятельности, как механизация и электрификация АПК, практически выпала из системы государственной политики и осталась по существу без системной поддержки со стороны государства. Организация последовательного и системного взаимодействия и координации между отраслевыми министерствами, местными исполнительными органами, государственными институтами развития и бизнес-структурами в этой сфере через Минсельхоз позволила бы приступить к решению назревших проблемных вопросов.
В качестве первоочередных мер предлагается через Министерство сельского хозяйства РК инициировать разработку Комплекса мер по реализации единой технической политики в области АПК. Необходимо четко разделить функции по реализации технического перевооружения сельского хозяйства между МСХ РК и МИНТ РК с учетом того, что в целом, процесс оснащения сельского хозяйства техникой отечественного производства можно разбить на две составные части – выпуск новой сельскохозяйственной техники и внедрение этой техники в производство, собственно и обеспечивающее механизацию и электрификацию технологических процессов в сельском хозяйстве. При этом за МИНТ РК закрепить первую часть – функции исполнителя и организатора новых производств в области крупного сельскохозяйственного машиностроения, за МСХ РК вторую часть – как за уполномоченным государственным органом в АПК, основным заказчиком от государства и одновременно основным потребителем сельскохозяйственной техники и технологического оборудования для отраслей АПК, а также функции реализации единой технической политики в АПК, включая вопросы нормативно-правовой базы и финансирования через холдинг «КазАгро».
К основным направлениям единой технической политики МСХ РК в области АПК полагали бы целесообразным отнести:
- оценку реального состояния, краткосрочный и долгосрочный прогнозы потребности отрасли в технических средствах в зависимости от принятой технологии производства и стратегии развития АПК;
- научное обеспечение механизации и электрификации АПК с разработкой научно-обоснованных агрозоотехнических требований на выполнение технологических процессов сельскохозяйственного производства с учетом почвенно-климатических условий регионов страны;
- организацию хозяйственных испытании сельскохозяйственной техники отечественного и импортного производства;
- реализацию офсетной политики в сельскохозяйственном машиностроении для регулирования ввоза зарубежной техники и оборудования в страну, при которой закуп сельскохозяйственной техники и оборудования должен производиться с одновременными закупками лицензий (технологий, технологической документации) производства данной техники и с правом организации сервисного обслуживания импортной техники;
- определение критериев производства сельхозмашиностроения в Казахстане (наличие инвестиций, перспективы рынка сбыта в стране и за её пределами, процентное соотношение доли казахстанского содержания в производстве, в том числе организации выпуска комплектующих узлов и деталей в РК, наличие инновационной и научной поддержки, льготных преференций и механизмов финансирования сельхозтоваропроизводителями, обеспеченность сырьевыми ресурсами);
- разработка системы поддержки предприятии ведущие НИИОКР при организации или освоения новых производств современного сельскохозяйственного машиностроения и технологического оборудования для отраслей АПК (по согласованию с МИНТ РК);
- выработку мер по мотивации приобретения сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства сельхозтоваропроизводителями на льготных условиях через институты КазАгро (лизинг без предоплаты, долгосрочное кредитование, льготные проценты и др.);
- создание системы эксплуатации и сервиса сельскохозяйственной техники и оборудования;
- совершенствование нормативной правовой базы технической деятельности в АПК, а также в сфере технического регулирования и политики в области сельскохозяйственного машиностроения и оборудования, технического оснащения;
- разработка технического регламента к ввозимым на территорию Казахстана сельскохозяйственным машинам и технологическому оборудованию.
Реализации вышеизложенных мер требует единой технической политики в отраслях АПК и соответственно усиления администрирования технического оснащения АПК со стороны МСХ РК, и рассмотреть техническое оснащения как наукоемкая отрасль, требующая миллиардные капиталовложения и обеспечивающая возрождения многотысячных высококвалифицированных рабочих.
Кешуов Сейтказы Асылсейтович, генеральный директор Казахского научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства, доктор технических наук, профессор Бектемисов Сабыржан Абдимажитулы, кандидат технических наук, доцент
1898 рет
көрсетілді0
пікір