• Бизнес & Қоғам
  • 27 Қазан, 2011

Актуальные вопросы технического оснащения сельского хозяйства Республики Казахстан

Повышение производительности труда в АПК Республики Казахстан невоз­можно без реализации единой технической политики в этой области, неразрывно свя­занной с комплексным решением вопросов технического оснащения субъектов АПК.

До начало 90-х в предприятиях республики выпускали 27% наименовании сельскохозяйственной техники от всей потребности сельского хозяйства. Такие заводы, как «Казахсельмаш» и «Целинсельмаш» как флагман внедрения противоэрозионной технологии возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивали не только СССР, а также экспортировали свои продукции в 26 стран Азии и Африки. Павлодарский тракторный завод начал выпускать более новые модели гусеничных тракторов.

При реализации государственной технической политики в АПК следует принимать во внимание, что для производства, переработки и хранения растениеводческой и животно­водческой продукции агропромышленному комплексу Казахстана необходимо иметь более 1 200 моделей и модификаций сельскохозяйственных машин и обо­рудования, по каждому из них потребность исчисляется тысячами и десятками тысяч штук. Сегодня в республике насчитывается около 150 тыс. тракторов, 45 тыс. зерноуборочных комбайнов и более 300 тыс.  единиц сельскохозяйственной техники и навесного оборудования. При этом, например, только 7% тракторов, 27% комбайнов, 10% сеялок и менее 1% почвообрабатывающих орудий имеют возраст до 10 лет. Ежегодный уровень обновления по тракторам составляет около 1%, комбайнам 2,2%, почвообрабатывающим орудиям 0,1%, при требуемых 5-8% с учетом приобретения высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий производства сельскохо­зяйственной продукции. Как видно, в целом, состояние парка сельскохозяйствен­ной техники неудовлетворительное и при существующих объемах приобретения новой техники его полное обновление невозможно.

Потребность в сельскохозяйственной технике и технологическом оборудо­вании удовлетворяется частично и за счет импорта, при этом отечественные про­изводители обеспечивает не более 1% от общей потребности. Неконтролируемый технически и технологически, а так же нерегулируемый со стороны государства импорт сельскохозяйственной техники и технологиче­ского оборудования без учета почвенно-климатических факторов, адаптации к местным условиям и надлежащего сервисного сопровождения усугубляет про­блемы в этой сфере.

Что касается создания совместных предприятий (СП) по выпуску сельско­хозяйственной техники за последние 10 лет, которые неоднократно предпринима­лись частным бизнесом, в том числе по отдельным проектам при поддержке Пра­вительства РК, то они, как правило, оказывались нежизнеспособными. Например, предприятия созданные совместно со странами СНГ

- Россией по сборке гусеничных тракторов Т- 95,4 на базе АО «Павлодар­ский тракторный завод» (2000-2002гг.), зерноуборочных комбайнов «Нива» на базе АО «УралАгрореммаш» (г.Уральск, 2004-2005гг.);

- Украиной по сборке тракторов «ЮМЗ» на базе АО «УралАгрореммаш» (г.Уральск, 2003-2004гг.), зерноуборочных комбайнов на базе АО «Завод мало­литражных двигателей» (г.Петропавловск, 2000-2003гг.), посевных комплексов «Хорш» на базе Аккольского автобусного парка (г.Акколь Акмолинской области, 2007-2008гг.);

- Беларуссией по сборке тракторов «МТЗ» на базе АО «Павлодарский трак­торный завод» (2005г.) и АО «Павлодарский завод спецавтомашин» (2006г.) про­валились из-за недоработки данных проектов бизнес-структурами и экономиче­ской незаинтересованности стран-производителей постсоветского пространства в развитии машиностроения в РК. Все попытки сводились только к импорту Казах­станом комплектующих агрегатов с последующей отверточной сборкой и не имели пер­спективы из-за полной зависимости производства от ввоза, стоимости и качества комплектующих.

Если на уровне государстве не принять определенные меры, то аналогичная ситуация может развиваться по начатым в 2009 году совместному выпуску с Республикой Беларусь колесных тракторов МТЗ-80/82 на заводе ТОО «СемАЗ» (г.Семей) и с Китайской Народной Республикой тракторов марки «ЮТО-Арлан» на Уштобинском опытно-механическом заводе (г.Уштобе, Алма­тинская область).

Вместе с тем, зависимость дальнейшего развития и повышения конкуренто­способности АПК Казахстана от импорта сельхозмашин и оборудования оче­видна. Поэтому назрела необходимость реализации в Казахстане собственной стратегии сельскохозяйственного машиностроения с привлечением в нашу страну крупных мировых трендов, с участием иностранного капитала и государственного холдинга «КазАгро» и др.

Необходима разработка системы мер по привлечению и экономическому стиму­лированию иностранных фирм в сельхозмашиностроение в Казах­стане. С учетом успешного опыта Китая, Турции, Южной Кореи и других стран такими мерами могут быть организация специальных экономических зон, инве­стиционные преференции для инвесторов, а также заключение между инвесторами и институтов развития АПК (НУХ КазАгро, АО КазАгроФинанс) долгосрочных договоров финансового лизинга по реализации продукции инвесторов как ыв РК так и за ее пределами.

Считаем также целесообразным установить со стороны государства крите­рии отбора будущих производителей и потенциальных инвесторов сельхозмаши­ностроения. Основными критериями может быть:

первое – достижение в производстве доли казахстанского со­держания до 50 % в течение 5 лет,

второе – сопровождение производства созда­нием сервисных центров и складов запчастей во всех регионах (районах) респуб­лики, где имеется более 50 ед. техники данного производителя,

третье – экспорт до 20% продукции выпускаемой в РК.

К приоритетному направлению сельскохозяйственного машиностроения в Казахстане сле­дует отнести разработку и внедрение системы машин для интенсивного земледе­лия с применением энерго- и ресурсосберегающих технологий. Следует отметить, в стране на площади более 12 млн. га внедрена нулевая и минимальная технология возделывания сельскохозяйственных культур с применением почвообрабатывающее- посевных комплексов (ППК), к сожалению импортного происхождения. И это происходить в стране, которая была одним из пионеров внедрения нулевой технологии и производства комплексов машин для этой технологии.

На наш взгляд с экономически точки зрения с учетом спроса АПК , необходимо принять меры по развитию отечественного производства почвообрабатывающе-посевных комплексов (ППК) для минималь­ной и нулевой технологий обработки почвы, разработанных казахстанскими уче­ными применительно к почвенно-климатическим условиям нашей страны. Такого рода машины широко применяются на Севере республики и постепенно начали внедряться на Юге и Юго-Востоке страны. Однако капельное выделения финансирование на исследования и разработку ППК (около 10-20 млн. тенге ежегодно) не дает до сих пор желаемого результата, не возможно организовать НИИОКР с использованием передовых мировых достижении науки и производства. Наши расчеты показывают, что ежегодно казахстанские фермеры приобретают сельхозтехнику на сумму более 1 млрд. долл. и естественно на их реновацию и ремонт тратить более 100 млн. долларов США. Отсюда следует, при выделения для НИИОКР ежегодно 10% от тех затрат, отчисляемых на реновацию и ремонт импортной сельхозтехники, то страна через 3-5 лет начал бы получить современные составляющие для ППК.

Существенным фактором, сдерживающим производство сельскохозяйственных машин и оборудования в республике, является отсутствие производства специальных сортов стали, необходимой для изготовления их рабочих органов и несущих рам. В каче­стве начала решения этой проблемы предлагается создать на базе Казахского НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства АО «КазАгроИннова­ция» в организационной форме консорциума Республиканский межотраслевой научно-практический центр (МНПЦ) по производству специальных сортов стали. В консорциум предлагается привлечь мировых и отечественных производителей стали и сельхозтехники, отечественные научные центры в области металлургии и стали, а также ученых и практиков металлургов, сельхозмашиностроителей из ближнего (Россия, Украина) и дальнего зарубежья (Финляндия, Япония, Индия, Польша). Специалисты из зарубежных стран имеют значительные результаты в улучшении качества рабочих органов сельскохозяйственных машин.

Затраты на функционирование МНПЦ предлагается определить после предва­рительных переговоров со специалистами, в том числе зарубежными. Вы­полнение поставленной задачи по производству специальных сортов стали соз­даст условия для прорыва в области экспорто-ориентированного сельхозмашино­строения в РК.

Критическое значение для дальнейшего технического и технологического перевооружения отраслей АПК новейшими машинами и оборудованием имеет научное обеспечение развития механизации и электрификации АПК, которое сегодня, на наш взгляд, поддерживается государством на недостаточном уровне. Роль Казахского научно-исследовательского института меха­низации и электрификации сельского хозяйства (КазНИИМЭСХ) АО «КазАгроИнновация» в ре­шении вопросов научного обеспечения технической политики в АПК должна быть усилена. В настоящее время в головном институте КАзНИИМЭСХ работают только 27 научных сотрудника, износа производственных и лабораторных зданий превышает 50%, в течение последних 30 лет не проводился их капремонт. По институту и в целом по Казахстану сокращены НИОКР по важнейшим направлениям - механизация и электрификация процессов в животноводстве, эксплуатация и сервис сельскохозяйственной техники и оборудования. Тематика института не охватывает такие актуальные инновационные направления, как прогнозные исследования уровня технической оснащенности сельского хозяйства и выявление приоритетных направлении и форматов технического оснащения АПК РК , материаловедение в сельхозмашиностроении и др.

Назрела необходимость создания условий для достижения отечественной агроинженерной наукой современного уровня и ори­ентирование её на нужды производства, на решение конкретных задач модерни­зации и повышения конкурентоспособности АПК, требуется полное переоснащение лабораторий спецтехникой, приборами, оргтехникой и станочным оборудованием, пересмотреть комплектации штата института.

В реализации единой технической политики в АПК деятельность КазНИИМЭСХ, помимо научных исследо­ваний в данной сфере, предлагается сконцентрировать в следующих направлениях:

- разработка Системы машин и определить критерия выбора приоритетного (даже Национального) направления развития собственного производства сельхозмашиностроения и формата технического оснащения АПК для МСХ РК;

- создание опытных образцов сельхозмашин и оборудования с использованием современных аналогов и результатов, совместного исследования с ведущими фирмами мира;

- проведение предварительной экспертизы и по необходимости обеспечение научного сопровождения проектов по создаваемому производству сельскохозяй­ственной техники и оборудования с оценкой их использования применительно к условиям Казахстана с оценкой их использования применительно к условиям Казах­стана с привлечением ученых и независимых экспертов;

Принятие вышеперечисленных мер позволить создать в стране научный центр по координации всех заинтересованных организаций Казахстана по науч­ному и инновационному обеспечению аграрных отраслей регионов страны в реализации государственной технической политики в АПК и электрификации сельского хозяй­ства в лице КазНИИМЭСХ с 70 летней историей.

Для системного решения проблем существующих в области технического перевооружения АПК предлагается усовершенствовать и усилить действующее законодательство в области единой технической политики в АПК, так как пере­дача вопросов крупного сельскохозяйственного машиностроения от Министер­ства сельского хозяйства РК в ведение Министерства индустрии и новых техноло­гий РК привела к нарушению принципа неразрывности и последовательности в реализации процессов создания, производства и внедрения новых сельскохозяй­ственных машин и оборудования, а такая важная и значимая сфера деятельности, как механизация и электрификация АПК, практически выпала из системы госу­дарственной политики и осталась по существу без системной поддержки со сто­роны государства. Организация последовательного и системного взаимодействия и координации между отраслевыми министерствами, местными исполнительными органами, государственными институтами развития и бизнес-структурами в этой сфере через Минсельхоз позволила бы приступить к решению назревших про­блемных вопросов.

В качестве первоочередных мер предлагается через Министерство сель­ского хозяйства РК инициировать разработку Комплекса мер по реализации еди­ной технической политики в области АПК. Необходимо четко разделить функ­ции по реализации технического перевооружения сельского хозяйства между МСХ РК и МИНТ РК с учетом того, что в целом, процесс оснащения сельского хозяйства техникой отечественного производства можно разбить на две состав­ные части – выпуск новой сельскохозяйственной техники и внедрение этой тех­ники в производство, собственно и обеспечивающее механизацию и электрифи­кацию технологических процессов в сельском хозяйстве. При этом за МИНТ РК закрепить первую часть – функции исполнителя и организатора новых произ­водств в области крупного сельскохозяйственного машиностроения, за МСХ РК вторую часть – как за уполномоченным государственным органом в АПК, основ­ным заказчиком от государства и одновременно основным потребителем сель­скохозяйственной техники и технологического оборудования для отраслей АПК, а также функции реализации единой технической политики в АПК, включая во­просы нормативно-правовой базы и финансирования через холдинг «КазАгро».

К основным направлениям единой технической политики МСХ РК в об­ласти АПК полагали бы целесообразным отнести:

- оценку реального состояния, краткосрочный и долгосрочный прогнозы потребности отрасли в техниче­ских средствах в зависимости от принятой технологии производства и стратегии развития АПК;

- научное обеспечение механизации и электрификации АПК с разработкой научно-обоснованных агрозоотехнических требований на выполнение технологи­ческих процессов сельскохозяйственного производства с учетом почвенно-кли­матических условий регионов страны;

- организацию хозяйственных испытании сельскохозяйственной техники отечественного и импортного производства;

- реализацию офсетной политики в сельскохозяйственном машиностроении для регулирования ввоза зарубежной техники и оборудования в страну, при кото­рой закуп сельскохозяйственной техники и оборудования должен производиться с одновременными закупками лицензий (технологий, технологической документа­ции) производства данной техники и с правом организации сервисного обслужи­вания импортной техники;

- определение критериев производства сельхозмашиностроения в Казах­стане (наличие инвестиций, перспективы рынка сбыта в стране и за её пределами, процентное соотношение доли казахстанского содержания в производстве, в том числе организации выпуска комплектующих узлов и деталей в РК, наличие инно­вационной и научной поддержки, льготных преференций и механизмов финанси­рования сельхозтоваропроизводителями, обеспеченность сырьевыми ресурсами);

- разработка системы поддержки предприятии ведущие НИИОКР при организации или освоения новых производств современного сельскохозяйственного маши­ностроения и технологического оборудования для отраслей АПК (по согласованию с МИНТ РК);

- выработку мер по мотивации приобретения сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства сельхозтоваропроизводителями на льготных условиях через институты КазАгро (лизинг без предоплаты, долгосрочное кредитова­ние, льготные проценты и др.);

- создание системы эксплуатации и сервиса сельскохозяйственной техники и оборудования;

- совершенствование нормативной правовой базы технической деятельности в АПК, а также в сфере технического регулирования и политики в области сель­скохозяйственного машиностроения и оборудования, технического оснащения;

- разработка технического регламента к ввозимым на территорию Казах­стана сельскохозяйственным машинам и технологическому оборудованию.

Реализации вышеизложенных мер требует единой технической политики в отраслях АПК и соответственно усиления администрирования технического оснащения АПК со стороны МСХ РК, и рассмотреть техническое оснащения как наукоемкая отрасль, требующая миллиардные капиталовложения и обеспечивающая возрождения многотысячных высококвалифицированных рабочих.

Кешуов Сейтказы Асылсейтович, генеральный директор Казахского научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства, доктор технических наук, профессор Бектемисов Сабыржан Абдимажитулы, кандидат технических наук, доцент

1898 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы