• Бизнес & Қоғам
  • 10 Қараша, 2011

Первым стоял у истоков К 85-летию профессора Жармагамбетова Б.С.

Cтремительной походкой он взошел на кафедру в аудитории Казахского горно-металлургического института в один из сентябрьских дней 1957 года и навсегда врезался в память первых студентов-строителей, покорив своим обаянием и благожелательностью. Позже, несколько десятилетий с его именем будет связано становление подготовки специалистов самой созидательной профессии. А тогда этот представительный, статный и энергичный человек лет тридцати начинал преподавательскую деятельность с занятий по черчению. Еще не было в расписании у студентов первого набора дисциплин, связанных со специальностью, не было кафедр и лабораторий, не было опыта по организации учебного процесса у руководства института. Все эти задачи предстояло решать, и основные направления по их воплощению в жизнь были поручены молодому кандидату технических наук, недавнему выпускнику аспирантуры Московского инженерно-строительного института Булату Саябековичу Жармагамбетову.

В связи с возрастающими темпами развития народного хозяйства, бурным ростом экономики страны и необходимостью строительства крупных предприятий во всех отраслях промышленности, городов и поселков в различных регионах, встала задача подготовки квалифицированных инженеров-строителей.

Правительством Казахстана, а тогда его возглавлял Динмухамед Ахметович Кунаев, столетие со дня рождения которого будет отмечаться через два месяца, было принято решение об организации в Казахском горно-металлургическом институте обучения студентов по специальности «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС). В составе горного факультета начали занятия первые 50 студентов, приехавших из разных уголков республики.

В связи с тем, что подготовка специалистов такого профиля была совершенно новой для республики, то учебные планы и программы приходилось создавать заново с учетом специфики республики и опыта ведущих вузов страны. Надо было "добывать" литературу по специальным дисциплинам и методические материалы. В этих условиях Б.С. Жармагамбетов проявил недюжинные организаторские способности и приложил много усилий к выполнению нелегких задач, благо у него сложились дружественные отношения с коллегами в московских, ленинградских и других институтах. Но обо всем этом чуть позже…

Булат Саябекович родился 15 ноября 1926 года в селе Егинды Булакшетского района Карагандинской области. Он рано остался сиротой, лишившись отца в годы сталинских репрессий. Но заботливая мать вырастила его целеустремленным и пытливым молодым человеком. Хорошо учился, окончил среднюю школу с отличием, был подспорьем матери в домашних делах и по хозяйству. Стремление к знаниям, желание получить серьезную профессию стали воплощаться в реальность, когда еще в разгар войны он получил направление на годичное подготовительное отделение для поступления в вузы в городе Днепропетровске, только что освобожденном от гитлеровской оккупации. После его успешного окончания он поступил в Харьковский инженерно-строительный институт.

К слову, вместе с ним учились еще двое посланцев Казахстана. Их еще долго называли «Три Ж». Кроме Болата Жармагамбетова, это Толебай Жунусов и Аукен Жакишев. Их дружеские, доброжелательные взаимоотношения сохранились на всю жизнь. Толебай Жунусович впоследствии стал доктором наук и профессором, основателем школы сейсмостойкого строительства в Казахстане, членом президиума Инженерной академии РК, академиком Международной Инженерной академии, Национальным членом Российской академии архитектуры и строительных наук, Заслуженным строителем Казахстана. Он создал и долгие годы возглавлял Казахский научно-исследовательский институт сейсмостойкого строительства и архитектуры. Аукен Смакович был высококлассным специалистом-производственником, командовал строительными организациями разных уровней, вырос до руководителя министерства. Много усилий, энергии и организаторских качеств проявил при выполнении развернутой тогда программы индустриализации строительства в республике. Непосредственное руководство возведением цехов, заводов ЖБК и комбинатов, повседневный контроль за всеми процессами с его стороны позволили быстро и эффективно вводить их в строй действующих.

Завершив с отличием учебу в Харькове в 1948 году, молодой инженер Болат Жармагамбетов с головой окунулся в строительные будни на промышленных площадках родной Караганды, постигая премудрости нелегкой и беспокойной профессии. За короткое время он вырос до заместителя главного инженера крупной строительной организации, показав умение эффективно организовать производственный процесс. Но, очевидно, его чаяния и нереализованный еще полностью творческий потенциал требовали новых устремлений к заветным целям.

Поэтому в 1950 году он поступил в аспирантуру Московского инженерно-строительного института. Это были дни и ночи напряженной учебы, научных поисков и погружения в неизведанное. Это были прекрасные лекции, семинары и непосредственное тесное общение с корифеями строительной науки профессорами Василием Захаровичем Власовым, Петром Леонтьевичем Пастернаком, имена которых были известны далеко за пределами страны. Это были беседы об особенностях поведения конструкций при самых разных воздействиях. Да и конструкции порой предлагались самого различного очертания, формы и структуры. И, конечно, как человек восточного мировоззрения, не раз видевший легкие и плавные изгибы азиатских храмов, он не мог не увлечься тайнами тысячелетней стойкости голубых поющих куполов, обвеваемых знойными ветрами и подверженных то стуже, то жаре. Но те купола были возведены из тяжелых каменных блоков, поэтому были толщины немалой.

Двадцатый век требовал новых решений куполов из новых материалов, они должны быть экономичными и прочными, иметь большие размеры и нужные очертания. Воображение захватывало дух, но понадобилось и глубоких знаний, и больших усилий приложить немало к своей мечте. Он изучил достижения и тонкости новой науки двадцатого века – строительной механики тонкостенных пространственных систем, которые только что получали развитие в Германии, Франции и других странах Европы. Его учителя были зачинателями этой науки в столичных учебных и научных институтах. Отразить сложный характер распределения внутренних напряжений и деформаций в различных местах поверхности и по сечениям таких оболочек позволило применение серьезного математического аппарата – бесселевых функций. Он блестяще и в короткие сроки справился с исследованием тонких оболочек сферического очертания постоянной и переменной толщины и дал практические пути их решения. Успешно защитил кандидатскую диссертацию, почти на полгода раньше отведенного аспирантского срока и ему рекомендовали работать на той же кафедре железобетонных конструкций МИСИ, где он вел исследования.

В Алма-Ате к этому времени был открыт Казахский филиал Академии строительства и архитектуры СССР, преобразованной позже в научно-исследовательский институт. Б.С. Жармагамбетова пригласили туда на работу и он с энтузиазмом начал трудиться ради интенсивного развития строительной науки и образования родной республики вначале старшим научным сотрудником, потом заведующим лабораторией испытаний конструкций и строительных материалов.

Как отмечено выше, в КазГМИ в эти годы начиналось обучение студентов строительной специальности и он совмещал там работу преподавателем черчения, затем строительных материалов. Когда в 1959 году была создана кафедра «Основы строительного дела», полностью перешел на работу в этот институт, стал ее заведующим и с головой окунулся в новое дело, которому посвятил все свои последующие годы жизни. Приходилось всё начинать «с нуля», штат кафедры пока состоял из него самого и лаборанта Булата Абжанова.

Кафедре дали комнатки в одном из бывших двухэтажных жилых домов, приспособленных под учебные помещения, на том самом месте, где сейчас располагается высотная гостиница «Казахстан». Нам, студентам, вместе с лаборантом нужно было вскрыть полы, копать ямы под фундаменты прессов, растворомешалок и другого оборудования, которое для проведения занятий Б.С. Жармагамбетов буквально "по крохам" находил на предприятиях Алматы. Он проявлял деловую хватку, умение налаживать дружеские контакты с разными людьми как на уровне предприятий, так и среди руководителей высшего звена. Надо также отметить привитое в малых лет стремление преодолевать трудности и упорно достигать намеченных целей.

Эти качества он исподволь старался передавать и своим будущим коллегам, а пока еще студентам. Ощущая его искреннее желание быстрее воплощать задуманное, мы, будущие строители, старались поддерживать начинания, не чурались любой работы, связанной со становлением кафедры или по институту. Понимали, что это и есть, по существу, постепенные шаги и элементы постижения предстоящей деятельности.

Надо отметить, что преимущество обучения студентов строительной специальности в неразрывности теоретических и практических ее аспектов с самого начала в процессе учебы - почти каждый момент повседневной учебной деятельности служит элементом подготовки к будущей работе. Уже при освоении дисциплины "Строительные материалы" для проведения лабораторных занятий под его руководством на примере установки различного оборудования, выверки правильности наладки каждого их вида, подготовки образцов для испытания растворов и бетонов с определением их состава, студенты сами в процессе такой работы осваивали компоненты будущей профессии. Помимо непосредственных поручений в ходе учебных и производственных практик и впечатлений от увиденных приемов работ на различных участках, большим подспорьем в овладении будущей профессии были собственный труд в качестве практических рабочих-строителей на строительстве домов, школ и клубов, поликлиник и детских садов в совхозах. Тогда еще шло освоение целины.

Булату Саябековичу был чужд излишний академизм в учебном процессе, действительно «лучше один раз увидеть, чем сто раз слышать». Поэтому и запомнились организованные им посещения цементного завода в Георгиевке, на границе с Киргизией, где подробно ознакомились с производственным процессом, а также длительная практика летом 1960 года в Жамбыле. Тогда студенты впервые увидели возведение крупных промышленных объектов, таких как силосные корпуса из монолитного железобетона для хранения сырья аммофоса, корпус экстракции в металлическом каркасе, цех аммофосов из сборного железобетона, который тогда был еще новым методом строительства. Большой интерес вызвали фабрика первичной переработки шерсти, возводимая из крупноразмерных элементов, строительство ТЭЦ, насосных стаций на суперфосфатном заводе и другие объекты. Все это, конечно, помогло лучшему освоению специальности.

Постепенно кафедра расширялась, Булат Саябекович стремился привлекать таких же энтузиастов своего дела. Это также одна из граней его человеческого таланта – притягивать к себе единомышленников. Рассказывая о нем, следует упомянуть и о его сподвижниках. В становлении подготовки кадров по этой специальности ему способствовал кандидат наук М. М. Сердюков, ставший позже деканом впервые организованного инженерно-строительного факультета. Рука об руку трудились с ним Х. А. Асанбеков - заведующий новой кафедры технологии строительного производства, молодые преподаватели А. Д. Кузютин, очень обстоятельно объяснявший сложные задачи строительной механики, выпускник Ленинградского института С. Р. Букейханов, который был прекрасным преподавателем по деревянным конструкциям и многие другие коллеги.

Благодаря организационным способностям, всестороннему и глубокому изучению особенностей учебно-методического процесса, умению наладить межвузовские связи, за короткое время Б.С. Жармагамбетов вырос до должности проректора по учебным вопросам. Плодотворно совмещая организационную и учебно-методическую работу, занимался также и актуальными вопросами сейсмостойкости жилых зданий, в соавторстве с М. М. Сердюковым написал книгу «Вопросы индустриализации жилищного строительства в сейсмических районах», продолжил фундаментальные исследования тонкостенных купольных покрытий и опубликовал их результаты в книге «Железобетонные круговые оболочки в строительстве». Имел также многочисленные публикации в различных изданиях, сборниках научных трудов и т.д.

Следует также отметить стремление Булата Саябековича с самого начала увлечь научными проблемами и студентов, благо он сам находил творческое удовлетворение в решении самых сложных вопросов поведения зданий, сооружений и их конструкций, о чем говорилось выше. Создав на кафедре студенческое научное общество, привлекал туда неординарно мыслящих и творчески нацеленных на интересные идеи молодых людей. Конечно, главная цель подготовки специалистов всегда направлена на производство, но он не упускал из вида и необходимость взращивания научных и преподавательских кадров. Проводились семинары и научно-практические конференции по самым различным проблемам, связанным с теми или иными видами конструкций, их поведением при воздействиях или с учетом метода возведения. Это общение давало много помимо учебных занятий, прививало стремление к самостоятельному инженерному мышлению.

Кстати немаловажно заметить, что первый "блин" не оказался "комом" - пятнадцать студентов из первого набора, по сути почти одна треть выпускников стали кандидатами и докторами наук, многие из них выросли до руководителей крупных организаций и министерств. Это ли не стремление к прекрасной цели созидателя, закалка характеров, преодоление трудностей и любовь к избранной профессии, переданная Учителем!

Он плодотворно работал на должности проректора с 1960-го по 1964 год, но его, видимо, привлекала более творческая, научно-исследовательская деятельность. Из числа выпускников первого набора сразу был организован прием аспирантов под его научным руководством. Один из них, А. Аубакиров, занялся исследованиями актуальных тогда крупнопанельных жилых зданий, в частности, изучением поведения стыков между сборными элементами. Другой, автор этих строк, продолжая научное направление руководителя, увлекся также тонкостенными пространственными покрытиями в форме оболочек эллиптического класса двоякой положительной кривизны. Вскоре, один из тех же рядов увлеченных - М. Сабалаков решил посвятить себя таким же сложным конструкциям в виде гипаров – оболочек двоякой отрицательной кривизны, а впоследствии еще несколько человек занимались исследованиями в данном направлении. Можно сказать, что тогда в республике зародилась своя научная школа по изучению пространственных покрытий, получавших в стране распространение, эффективных по расходу материалов, но требующих высокого качества изготовления. По таким строительным конструкциям, а также по проблемам сейсмостойкости и другим направлениям уже в его бытность было сделано много научных исследований, защищено более сорока диссертаций.

Булат Саябекович продолжал свои изыскания на избранном научном поприще и в городе Ташкенте на научном совете в 1968 году защитил докторскую диссертацию, а чуть позже ему было присвоено ученое звание профессора. Он неустанно проявлял заботу о научных последователях, постоянно держал их в гуще событий, направлял на научные конференции и симпозиумы. Так, в 1966 году взял с собой несколько молодых коллег в город Ленинград на престижный Всемирный конгресс по пространственным покрытиям, где выступил сам и дал возможность ученикам окунуться в атмосферу такого крупного научного форума и углубить свои познания.

В этих воспоминаниях, конечно, больше внимания уделяется первым годам творческого становления и расцвета организационно-методических и научных способностей Б.С. Жармагамбетова. Очень много им было отдано сил «первенцам». Среди студентов первого набора отличной учебой сразу выделились А. Аубакиров и Ю. Немчинов - впоследствии они первыми среди этих выпускников стали докторами технических наук. Сейчас Ю. Немчинов работает одним из руководителей крупнейшего в Украине НИИ строительных конструкций.

Прекрасно учился и более тридцати пяти лет находится у руля проектной академии «KAZGOR» Лауреат государственной премии, Заслуженный строитель Каз ССР, академик Международной и Национальной инженерных академий А. Татыгулов, а в Казахском научно-исследовательском и проектно-экспериментальном институте сейсмостойкого строительства и архитектуры (КазНИИССА) трудится доктор наук А. Беспаев. Хорошей учебой отличались и обладали организаторскими талантами Г. Бабаев, работавший руководителем крупнейших объектов стратегического назначения в Степногорске и в Иркутской области и С. Татамбаев - в 1980-х годах был председателем горисполкома г. Шевченко (ныне - г. Актау). М. Ашимбаев длительное время работал директором КазНИИССА, А. Кожевников - руководителем крупного подмосковного предприятия. М. Абуов - профессиональный проектировщик с самого окончания института, многие годы трудится директором Южгражданпроекта, А. Булекпаев - генеральный директор АО "Карагай", М. Сабалаков и А. Кравченко были заведующими кафедрами ААСИ - КазГАСА. Можно бы и далее перечислять бывших первых выпускников, все они занимались и занимаются достойным делом - прекрасные специалисты однажды и навсегда избранной профессии строителя-созидателя.

После первого выпуска были и десятки других. Несколько тысяч питомцев Политеха – ААСИ - КазГАСА считают себя учениками Булата Саябековича, которых он напутствовал в добрый путь за свою в общем-то недолгую жизнь, а ему было только около шестидесяти. К их числу относятся крупные государственные деятели, акимы областей и районов, командиры производства, научные сотрудники и ректора вузов, среди них министр по ЧС Н. Бижанов, депутат Мажлиса Парламента республики К. Бисенов и многие другие.

Булат Саябекович помимо основной работы в институте был председателем секции «Архитектура и строительство» научно-методического совета минвуза республики, членом ряда специализированных советов, экспертной комиссии Госстроя КазССР и редакционных коллегий журналов и сборника «Технические науки» минвуза, технических словарей и Казахской советской энциклопедии, куда написал большое количество статей по строительной терминологии. Он был оптимистом, душой компании, очень жизнерадостным и разносторонне одаренным человеком - на родном языке сочинял стихотворения и публиковал их на страницах газет и журналов, играл на музыкальных инструментах, увлекался рисованием. Его можно было часто увидеть на спортивных площадках, где он азартно участвовал в состязаниях по волейболу.

Память о нем живет среди его единомышленников и последователей. В его честь проводятся юбилейные конференции и встречи. По инициативе и при большом содействии также одного из его учеников, президента Казахской архитектурно-строительной академии, доктора технических наук, профессора А. Кусаинова здесь действует специализированная аудитория имени профессора Б.С. Жармагамбетова. На открытии мемориальной доски присутствовала его супруга Раиса Андреевна, которая шла с ним по жизни со времени учебы в городе Москве.

Б.С. Жармагамбетов вложил достойный вклад в становление и развитие подготовки кадров высшей квалификации для проектно-строительного комплекса Казахстана. С полным основанием можно сказать, что дело всех его устремлений как в науке, так и строительном образовании живет и имя его навсегда сохранится для последующих поколений и всех тех, кто принадлежит к этой благородной профессии.

Т. Ж. Акбердин, академик Национальной Инженерной академии РК

1204 рет

көрсетілді

84

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз

TENGE MONITOR №15

15 Сәуір, 2021

Жүктеу (PDF)

Редактор блогы

Рымтай сағынбекова

“TENGE MONITOR” газетінің Бас редактордың міндетін атқарушы